Белорусско-российской союз пережил калийные, газовые, молочные, нефтяные, сахарные и прочие войны. Переживет он и налоговый маневр – лидерам всегда удавалось договариваться и правильно расставлять приоритеты.
К сожалению, за десятилетия редких, но однотипных ситуаций не сформирован механизм «ответа». И нужен ли он вообще? Как правило, спорные вопросы открыто комментирует президент – но вопрос в том, насколько слышен его голос в РФ.
Увы, пока в информационном поле – в основном негатив.
Белорусскую позицию в интернете можно увидеть – но, к сожалению, исключительно в белорусском сегменте. В российском же пространстве нашей повестки либо нет, либо она изначально провокационная и делается людьми, которых белорусский лидер не устраивает.
СМИ, типа «Регнума», годами зарабатывали политическим шантажом, сначала наезжая, а затем требуя откупных. Теперь этим, фактически, может заниматься любой школьник, открывший телеграм-канал. Увы, за последние полгода из «анонимных» и «неверифицированных» источников на Беларусь вылилось столько помоев, сколько не было за всю длинную историю наших совместных отношений.
Более того, на такой товар находится свой купец. К сожалению, сегодня российский политический читатель – это публика, очень жадная до инсайдов и разного рода катастрофических прогнозов.
Именно поэтому на российском ТВ «на ура» пошла партия БНФ, которая имеет около тысячи членов, но не в состоянии даже оплатить ЖКХ и аренду за офис. Эти успешные люди предложили отключать российские каналы, хотя у них в помещении, вероятно, и так скоро не будет света.
Тем не менее, оказалось, что российские СМИ мнение маргиналов интересует больше, чем мнение белорусского народа и президента. Ведь, как известно, самый страшный враг – это тот, которого надо придумать.
Более того, короткий сюжет об «уходящей на запад Беларуси» показали на «России-24» после серии встреч двух президентов с прозрачным намеком, что «без России Беларуси вообще не будет».
Но белорусам такие напоминания не нужны. Они отлично знают, что страны, вроде Молдовы, Грузии или Украины на запад уходят ровно настолько, насколько их туда пускают. Причем, как правило, западные «инвесторы» требуют разрушить экономику, освободить внутренний рынок и закрыть все конкурентные отрасли. Взамен обещается только «дипломатическая поддержка», «признание режима» и кабальные кредиты.
Но, с другой стороны, создается впечатление, что и для России белорусское направление в какой-то момент перестало быть приоритетным. У старых элит, видимо, было понимание, что российские интересы могут быть реализованы в Беларуси только через Лукашенко. Новое же поколение руководителей рассматривает двусторонние отношения исключительно с рыночных позиций и, видимо, считает экономическое давление вполне допустимым.
Как результат, вместо субсидирования совместных экономических цепочек и, в конечном счете, своего потребителя, Россия принимает решение субсидировать частные нефтяные компании.
Получается, что тридцать лет мы отстраивали кооперационные связи, чтобы все поломать в интересах даже не российского бюджета, а группы частных структур. Видимо, РФ не нужна сложная кооперация, а нужны белорусские активы. Либо не нужно вообще ничего, кроме повышения нефтяной выручки у себя.
Возможно, эти же люди причастны к тенденциозной аналитике, которая ложится на стол российскому президенту и на основе которой российское руководство делает публичные ходы в отношении Беларуси.
Ведь на потерю суверенитета пытаются намекать Александру Лукашенко, который суверенитет сохранил в те годы, когда власть и в РБ, и в РФ фактически валялась на земле. Инфляция, безработица, обанкротившиеся предприятия, конституционный кризис, разгул национализма – все это белорусы пережили, но почему-то государственный суверенитет нам предлагают сдать именно сейчас.
Причем очень задешево – примерно за 500-600 млн долларов в год.
Такие намеки – откровенный плевок в сторону Беларуси. Это при том, что все нынешние институты власти были отстроены Лукашенко с нуля, а экономика перезапущена, в первую очередь, благодаря связям с Россией.
Конечно, экономические проблемы возникали и ранее, но могли решаться в ручном режиме на высшем уровне.
Теперь же в РФ набрала силу новая финансово-промышленная элита, которая двусторонние отношения меряет исключительно рублем и принципом «здесь и сейчас».
Связи России и Беларуси ею рассматривают только сквозь призму рентабельности и выгоды. Это важно, но суть нашего союза – в совместном развитии и сохранении суверенитетов.
При этом своего союзника россияне снимают с дотаций в тот момент, когда Россия фактически находится в международной изоляции и вовлечена в холодную войну. И хотя «ястребиная» линия сейчас в фаворе, но, тем не менее, потерять Беларусь будет огромным просчетом внешней политики России, а совсем не «победой».
Что же касается денег, то РФ, к примеру, ничего не мешает продавать в Украину топливо, уголь и газ, несмотря на острую политическую повестку. Аналогично, ЕС покупает российский газ, несмотря на давление США, потому что Европе так выгоднее и дешевле. Тем не менее, в СМИ с обеих сторон идет постоянное нагнетание, конфронтация и взаимные оскорбления.
Но миру сейчас очень нужны компромиссы. И договориться явно будет дешевле для всех.
Фото: © Белновости