Проблема нелегальной поставки товаров через границу с Литвой и Польшей не теряет актуальности. С течением времени меняется разве что характер продукции. В начале 2000-х одним из самых востребованных продуктов, например, был сахар, который массово вывозили в Литву. Дошло до того, что даже в десятках километров от границы этот товар стало невозможно купить. То же самое в разное время происходило с молочной продукцией, хлебобулочными изделиями, спиртом, цветными металлами, топливом и сигаретами.
Жители приграничных районов от мала до велика на протяжении многих лет вели торговлю с западными соседями. Этот бизнес глубоко укоренился в повседневной жизни, став для многих основным способом заработка. Поэтому, несмотря на любые запреты, они не спешат от него отказываться. Но правоохранители убеждены: это дело времени. Когда цены на те или иные товары в сопредельных государствах сравняются, исчезнут и предпосылки для незаконной торговли.
До 2011 года одним из самых востребованных у контрабандистов товаров было топливо. На пунктах пропуска выстраивались очереди из так называемых «бензовозов» — в основном старых Volkswagen Passat, Audi 100 и прочих авто, в которых и без того немалый объем бензобаков умельцы умудрялись увеличивать до 120 литров. После того как законодательно было запрещено выезжать за рубеж чаще, чем раз в восемь дней, масштабы данного бизнеса значительно сократились. Однако по-прежнему оптом в сопредельные государства вывозят горючее водители большегрузов. Руководители фирм-перевозчиков настоятельно рекомендуют им заправляться на территории Беларуси, чтобы сократить транспортные расходы. А поскольку с некоторых пор в Польше введены жесткие санкции, ограничивающие количество ввозимого топлива, большая часть дальнобойщиков въезжает на территорию Евросоюза через белорусско-литовскую границу, где порой по этой причине образуются очереди до 800 машин.
Главным товаром для нелегальной торговли между жителями сопредельных государств остается табачная продукция. Объемы ее поставки за границу растут: стоимость ежегодно изымаемых из незаконного оборота сигарет исчисляется миллиардами рублей. Контрабандисты заполняют сигаретами все конструктивные ниши в авто: двери, панель приборов, пространство под сиденьями и бампером. В прошлом году, например, правоохранители не допустили вывоза за рубеж почти 1,5 миллиона пачек. Кое-кто пытается провезти незаконную продукцию через пункты пропуска в тайниках, которые литовские умельцы, говорят, оборудуют в авто за 500 евро — обычно это двойное дно или скрытый отсек в багажнике. А в кузовах грузовиков, как правило, устанавливают дополнительные стенки. Не зная точных габаритов машины, найти схрон с сигаретами в этом случае очень непросто.
Наказание за контрабанду в Европе гораздо жестче, чем в Беларуси. «Стоит ли увеличить размер взысканий за такого рода незаконную деятельность в нашей стране? — задается вопросом Юрий Ларионов, сотрудник УБЭП Криминальной милиции УВД Гродненской области. — Существующие сегодня санкции уже предусматривают достаточно жесткую ответственность для контрабандистов вплоть до конфискации транспортных средств, и это активно внедряется в жизнь. Ситуация с нелегальной поставкой товаров за рубеж должна выровняться, как уже бывало не раз. Ведь любую продукцию, которую в свое время соотечественники переправляли за границу, они рано или поздно начинали ввозить обратно. Так было, например, с куплей-продажей ювелирных украшений. Если раньше белорусы реализовывали в Польше золото, в последние годы начался обратный процесс».
Нелегально в Беларусь пытаются провезти в основном компьютерные комплектующие, мобильные телефоны, драгоценные металлы и трикотажные изделия. При этом нарушители проявляют недюжинную изобретательность. Так, пограничники стали свидетелями того, как студентка, прибывшая в поезде из Польши, пыталась перенести через пункт пропуска ноутбук, примотав его к себе скотчем. Что уж говорить о тайниках, которые пограничники находят даже в бензобаке авто. В этом случае машину оборудуют новой емкостью для топлива, которую заполняют, например, одеждой. При этом движется транспорт на горючем, находящемся в бачке стеклоомывателя. Дельцам хватает нескольких литров бензина, чтобы пересечь границу, выгрузить или забрать товар, дозаправиться и доехать домой.