В Беларуси в ближайшее время ожидается массовая переориентация потребителей с зарубежных на белорусские интернет-магазины. Введение во второй декаде апреля ограничений на международные посылки сведет к минимуму активность белорусов на иностранных онлайн-площадках.
Снижение беспошлинных лимитов на зарубежные посылки приведет к расширению аудитории национальных онлайн-площадок. И хотя в ближайшие 1-1,5 месяца белорусские покупатели резко увеличат активность на зарубежных площадках, в среднесрочной перспективе выиграют местные интернет-магазины. Локальная сфера онлайн-торговли получит второе дыхание.
«До момента введения новых лимитов белорусы постараются полностью удовлетворить потребности в товарах зарубежных интернет-магазинов, после чего спрос на них будет точечным. Конечно, часть покупателей может попытаться найти лазейки, чтобы обойти новые требования, но это не изменит положение дел на рынке. Для зарубежных интернет-магазинов в Беларуси наступает закат, чем обязательно воспользуются белорусские продавцы», – пояснил директор департамента массового бизнеса Альфа-Банка (Беларусь) Александр Бобко.
Беларусь ввела более жесткие требования на зарубежные посылки, чем Россия и Казахстан. «Месячный лимит в 22 евро и 10 кг остановит многих белорусских потребителей. Перспектива оплаты пошлины на товары из-за рубежа делает покупку невыгодной – гораздо удобнее станет приобрести схожую вещь в белорусском интернет-магазине. Это создает объективные условия для быстрого роста интернет-торговли и сопутствующих сервисов на территории Беларуси», – считает эксперт.
Соглашается с прогнозом директор облачного провайдера ActiveCloud Артем Коханевич. «Развивать онлайн-торговлю стали компании, которые ранее продавали только в офлайн, – отметил он. – В 2015 году сразу шесть ритейлеров запустили в облаке ActiveCloud собственные интернет-магазины и составили серьезную конкуренцию в таких сферах бизнеса, как продажа компьютерной техники, одежда, товары для детей, косметика и бытовая химия, мебель и предметы интерьера».
По оценке экспертов, сейчас около трети онлайн-покупок белорусов приходится на зарубежные интернет-магазины, вроде Amazon.com или AliExpress.com. И хотя расширение этого канала способствует росту эмиссии платежных карточек и развитию интернет-банкинга, активный рост спроса на потребительский импорт вызвал на правительственном уровне инициативу ограничить этот канал.
Рынок онлайн-торговли продолжит развиваться по пути укрупнения бизнеса: популярные площадки смогут расширить долю на рынке, тогда как небольшие интернет-магазины без оригинальной концепции рискуют потерять клиентов. «Белорусские потребители будут выбирать магазины, способные предложить ассортимент и сервис, сопоставимый с тем, к которому они привыкли на зарубежных площадках. Времена «витрин в интернете», в которых оплата и доставка товаров осуществляется курьером, подходят к концу», – отметили специалисты.
В настоящее время в Беларуси действует около 11 тыс. интернет-магазинов. «В обозримом будущем количественный рост замедлится – пришел черед качественных преобразований. Предприниматели осознали, что сфера онлайн-торговли не всегда может обеспечить высокую доходность, что нужно вкладывать в линейку товаров, продвижение, развитие различных средств оплаты и т.д. В то же время драйверами роста могут выступить белорусские производители и сетевые ритейлеры, которые активно выходят в интернет», – добавил эксперт.