Пандемия спровоцировала тотальный уход в онлайн – и взрослых, и детей.
У меня появилась тревога, что моя десятилетняя дочка стала много времени проводить за компьютером и телефоном.
Первая половина дня - учеба, вторая - общение и игры. Вспомнила про “точку невозврата” в теории формирования зависимости и испугалась не на шутку. А что если мой ребенок уже гаджетозависим?
Подробнее об этой проблеме рассказывает эксперт новостного портала «БелНовости» Яна Костина.
Да у нас вся семья “цифровая”! И у меня, и у старших сыновей работа связана с постоянным пребыванием за компьютерами, так что вариант с воспитанием личным примером отпадает сам собой.
Давайте немного шире посмотрим на проблему. Ведь когда ситуацию с ходу изменить не получается, надо “копать” в области отношения к ситуации.
Пока мы (взрослые) изучали и восхищались новыми технологиями с каждой новой моделью телефона, не заметили, как дети и подростки не только освоились в цифровом мире, но и чрезмерно увлеклись новыми “игрушками”.
Они “родились с телефонами в руках”, и мир воспринимают через экран этих телефонов и компьютеров.
По своей дочке могу сказать, что до пандемии телефон на 70 % был для игр. Компьютер вообще включала редко и тоже, чтобы поиграть или посмотреть видео. Сейчас и телефон, и компьютер стали больше удобными инструментами, чем предметом для развлечений. А к удобному привыкаешь очень быстро!
Мы же привыкли к электричеству или езде на автомобиле. Но никто не переживает по поводу наличия электрической или автомобильной зависимости, не ходит к психологу, чтобы захотеть с радостью сидеть при свечах или скакать на работу на лошади. Хотя исчезни из нашей жизни электричество и автомобили, еще неизвестно, какой силы абстинентный синдром нас накроет.
Ведь при отказе от чего-то должна быть равнозначная замена. Получается, что корень решения проблемы именно в этой формулировке. Хотите сократить время, которое ребенок тратит на компьютерные игры, - предложите ему в качестве альтернативы интересное занятие, как в мире цифровом, так и в реальном.
Возможно, ребенка увлекут программы для создания анимации или редактирования изображений и видео. Есть познавательные и увлекательные YouTube-каналы, виртуальные прогулки по музеям, интересные подкасты.
Постепенно встраивайте офлайн-активности. Например, совместная прогулка на велосипедах или поход в музей ретрокомпьютеров.
Можно, конечно, попробовать скорректировать время игр и в форме ультиматума — 20 минут играешь - 20 минут читаешь. Но у меня такой подход не сработал.
Так или иначе, в ходе решения проблемы придется конкурировать с игровой индустрией. Компании тратят миллиарды долларов на изучение психологии детей и подростков, чтобы игры и новые приложения стали популярными, а не канули в небытие.
Логичен вопрос: а стоит ли так усердствовать? Может, увлечение компьютерными играми не так уж и плохо?
Например, по мнению моего старшего сына – продуктолога игровой разработки, игра Minecraft в детстве помогает развить такие навыки, как концентрация, управление вниманием, самоорганизация, креативность и эффективное общение. Ребенок сам приходит к выводу: для того чтобы сделать нечто грандиозное, нужно как следует поработать.
А во многих зарубежных школах Minecraft используется как вспомогательный инструмент к традиционной форме обучения.
Вопрос о том, не слишком ли много времени ребенок тратит на компьютерные игры, спорный, и, к сожалению, узнать правильный ответ мы сможем только спустя много лет, когда наберется достаточно научных исследований в привязке к конкретным обстоятельствам.
Но к этому время наши дети вырастут, да и мир будет совсем другим… Может случиться и так, что детское увлечение перерастет в серьезную и престижную профессию, как это произошло с моим сыном. Наигравшись в детстве в компьютерные игры, сейчас он занимается их разработкой.
А по поводу младшей дочки есть интересное наблюдение: если у нее есть выбор - поиграть со сверстниками на улице или провести время за компьютерной игрой, она скорее предпочтет живое общение.
Есть надежда, что это поколение само найдет баланс между миром оцифрованным и настоящим. А мы можем помочь, предложив им как можно больше возможностей.
Фото: Pixabay