Что делать, если ребенок пишет с ошибками. Советы учителя с большим опытом

22.03.2020 09:52

Все мы видим и ощущаем стремительные изменения, которые происходят сейчас в современном мире. Возросла скорость появления новых технических приспособлений, молниеносно можно обмениваться любой информацией.

Даже самый маленький ребенок так ловко справляется со всеми гаджетами, что складывается впечатление, как будто они родились уже с этими навыками. Однако по мере взросления взрослые замечают, что дети поздно начинают говорить, в движениях наблюдается неловкость и замедленная реакция, любую обучающую программу усваивают медленнее.

Эксперт сетевого издания «Белновости», учитель начальных классов (коррекционный педагог), специалист по нейропсихологической диагностики и коррекции отклоняющегося поведения и развития ребенка, детский и семейный психолог Александра Кондрахина рассказала, что делать, если ребенок пишет с ошибками.

Уже с первого класса у ребятишек возникают трудности с написанием букв, письменных работ без орфографических или арифметических ошибок.

Причина такой проблемы носит комплексный характер. Физиологически наш организм не приспособлен так быстро перестраиваться под изменившиеся условия окружающей действительности.

школа

Этот процесс длительный, разделенный на определенные этапы, каждый из которых необходимо пройти полностью. Чтобы ребенок научился писать, ему необходимо быть физически развитым: с раннего возраста больше двигаться, самому пробовать выполнять разные действия с предметами, развивая тем самым крупную и мелкую моторику.

Что же мы видим сейчас? Современные дети с появлением высоких технологий ограничены в движении. Проводя по гладкому экрану планшета, ребенок поднимает мультяшного героя вверх или, указывая направление, наблюдает за тем, как он спускается вниз по лестнице. Но это делает рисунок. Сам же малыш в этот момент сидит практически неподвижно.

Многие родители вместо того, чтобы создать условия, в которых малышу пришлось бы приложить некие усилия, сдвинуться с места и «добыть» себе игрушку, дают ее в руки. Ребенок слышит какие-то звуки, фразы с экрана телевизора или все с того же гаджета, но не имеет представления, что физически необходимо сделать, чтобы самому произнести слово.

Рецепт в этом случае самый простой – хотите, чтобы ребенок заговорил, говорите с ним постоянно, глядя ему в лицо с самого рождения; хотите, чтобы ребенок научился писать, – развивайте его физически, учите его писать.

Скорость выполнения любого действия, в том числе и скорость письма, зависит от двух факторов. Первый – это генетическая предрасположенность. Наш темперамент или скорость восприятия, изучения окружающего мира, быстрота реакции зависит от типа нервной системы. Ребенок появляется на свет со своей скоростью. Наша задача распознать, какая именно скорость у нашего ребенка, принять это и ни в коем случае «не переделывать» или «подстраивать» его под себя или под внешние условия.

Второй фактор медленного письма связан с навыком. Любое новое действие нашим организмом в целом и головным мозгом в частности воспринимается как сложная задача. И на освоение навыка у каждого из нас уходит определенное количество времени: у кого-то больше, у кого-то меньше.

Регулярность и частота повторений новых действий увеличивает скорость усвоения навыка. А дальше, как только организм запомнил последовательность или алгоритм действия, «включается» и скорость выполнения этого действия.

Современных детей очень рано начинают интеллектуально «накачивать» всевозможными знаниями, применяя высокие технологии. Объем информации, который необходимо усвоить ребенку за один только год обучения в школе, в 2.5 раза больше, чем это было 20–30 лет назад. Изучая за неделю 2-3 новых темы, у детей просто нет физически времени наработать новый опыт.

К процессу обучения ребенка навыкам письма следует отнестись очень серьезно. Необходимо понимать, что оно неразрывно связано с чтением. И отправляя на всевозможные курсы скорочтения или быстрого письма перед поступлением в школу ребенка, в надежде, что это поможет «хорошо» учиться, мы получаем обратный эффект.

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок пишет с ошибками, то следует выяснить, какого рода ошибки допускает ваш ребенок:

  • Если в письменных работах вы видите ошибки, такие как пропуски, замены, «зеркальное» написание букв (цифр) или слитное написание предлогов со словом, неверный порядок действий в выражении или неправильно выбранное действие в решении задачи, то они связаны с нарушением работы определенных участков головного мозга, которые отвечают за развитие слухового восприятия, в частности, за развитие так называемого фонематического слуха (это не тот слух, когда мы кого-то слышим во время разговора, а тот, который помогает верно воспринимать звуки окружающего мира), зрительного восприятия (восприятия пространства). В этом случае можно говорить о нейропсихологической проблеме.
  • Если же вы видите орфографические или арифметические ошибки (например, неверно написана безударная гласная в корне, падежное окончание имени существительного, словарное слово, ответ при вычислениях получил неверный), то они могут быть связаны с тем, что ребенок не понял правило, пропустил тему по болезни или было мало времени уделено на отработку конкретной темы. А это может говорить о педагогической проблеме.

Таким образом мы с вами видим, что прежде чем решать какую-либо проблему, следует выяснить истинную причину медленного письма и характер ошибок. Для этого следует в первую очередь обратиться к нейропсихологу.

Педагогические проблемы можно решить самостоятельно.

· Объясните ребенку правило, чтобы он понял его суть.
· Попросите ребенка объяснить это же правило своими словами. Так вы поймете, уловил ли он суть.
· Покажите применение этого правила на 2-3 примерах.
· Проверьте, правильно ли ребенок понял, как применять это правило на практике, предложив ему 5-7 примеров.
Во время выполнения письменного домашнего задания по русскому языку просите ребенка выполнить следующее:
· Прочитай полностью предложение, словосочетание или слово, которое следует переписать в тетрадь.
· Прочитай каждое слово так, как оно написано в учебнике (например, бОрОда, а не как мы произносим [бАрАда].
· Произнеси еще раз слово, как ты его должен записать.
· Диктуя себе вслух, запиши это слово.

Для того чтобы увеличить скорость письма, необходимо регулярно тренировать этот навык.

Если вы самостоятельно не можете решить педагогические проблемы, то вам могут помочь логопед или репетитор.

Фото: © Белновости и личного архива эксперта

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса