«Дети — цветы жизни, — гласит общеизвестная мудрость. — Но лучше, если они растут у соседей».
Как показывает практика, каждый человек может быть отличным психологом и экспертом в воспитании детей, но лишь до того момента, как у него появятся собственные чада.
Жизнь вместе с детьми может быть довольно сложной. Кто из родителей не давал себе слова, что вот сегодня утром все пойдет по-другому?
И все равно каждый день похож на предыдущий: истерики детей, нервы родителей, крики и вечное недовольство друг другом. В конце концов, все разговоры между родителями и детьми сводятся к бесконечным спорам и пререканиям. Как же положить этому конец?
У взрослых есть тысячи рецептов, как сделать жизнь ребенка лучше, и 10 000 причин доказать своим чадам, что детские проблемы — ничто по сравнению с родительскими.
Но что чувствуют дети, когда слышат снисходительные советы взрослых? Каково это, когда эмоции младших членов семьи не принимаются во внимание?
Взрослые часто забывают: они сами бывают рассержены или расстроены обстоятельствами или поступками окружающих, и пустые советы, мнения других людей или философские рассуждения — это последнее, что они хотят слышать.
Воспоминания о собственных ошибках или неудачах не дают мыслить конструктивно и искать решения возникшей проблемы. Жалость чаще всего унижает, вопросы заставляют защищаться, а совет не расстраиваться чрезвычайно раздражает.
Но как только кто-нибудь готов выслушать, признать право на внутреннюю боль и дать возможность рассказать больше о том, что волнует, как человек начинает чувствовать себя менее раздавленным, угнетенным, более мобилизованным, готовым справиться со своей проблемой и своими чувствами.
С детьми то же самое. Они могут помочь себе сами, если кто-то готов их выслушать и разделить их эмоции. К сожалению, М. Ю. Лермонтов был абсолютно прав: «Делить веселье все готовы. Никто не хочет грусть делить».
Слова сочувствия совершенно не приходят в голову даже близким людям, это не их язык. Большинство родителей, давших жизнь современному поколению, выросло в обстановке полного отрицания чувств детьми, и им необходимо учиться языку одобрения.
Существуют 4 правила для родителей, чтобы помочь ребенку разобраться в своих негативных эмоциях:
1. Первое и основное — внимательно и доброжелательно выслушать!
2. Разделить весь спектр переживаемых чувств маленького человека.
3. Назвать эти чувства простыми, понятными ребенку словами.
4. Показать, что желание выплеснуть злость и обиду понятно и объяснимо, дать возможность самому найти решение.
То есть если малыш злится, нужно дать ему время перебеситься, наказать обидчика в фантазиях, ведь если запретить ребенку прожить «нехорошие» эмоции, злость и агрессия спрячутся глубоко внутрь.
А потом могут проявиться головными болями, болезнями и прочими неприятностями в виде физических или психических недомоганий.
Здесь есть одно но: бывают абсолютно недопустимые формы проявления отрицательных эмоций. Любые угрозы убить должны немедленно пресекаться спокойно, но твердо. Все, что видят и слышат дети, отражается в их речи, поэтому так важно следить за формулировками.
Из всех четырех приведенных выше правил самое сложное — умение выслушать детские излияния, не всегда внятные, зато почти всегда сумбурные, а затем назвать чувство словами. Нужны вся родительская любовь, немалое терпение и сосредоточенное внимание, чтобы вникнуть в то, о чем говорит ребенок, и определить, что он может испытывать в данный момент.
Кроме того, очень важно дать маленькому человеку определенный запас слов для описания его внутреннего мира. Как только у него появятся слова для выражения собственных эмоций, он сможет помочь себе сам.
Но гораздо важнее, чем все слова, отношение родителей. Если взрослые не относятся к собственным детям с сочувствием, то, какие бы психологические приемы они ни применяли, ребенок будет ощущать, что его обманывают или манипулируют им. Только когда слова пронизаны искренним сопереживанием, взрослым удастся разговаривать напрямую с сердцем ребенка.