Клинический психолог объяснила, почему дети вырастают несамостоятельными

10.11.2020 19:54
Обновлено: 03.04.2023 20:45

Ребенок, который требует во всем участия взрослого, только после напоминания убирает со стола, делает уроки, заправляет постель или что-то еще.

Родителям такой подход, разумеется, не нравится.

Однако гораздо важнее понять, почему дети растут такими несамостоятельными.

Об этом более подробно рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" клинический психолог и автор тренингов Елена Кален.

Основные причины несамостоятельности ребенка:   Чрезмерный контроль родителей

Он проявляется в том, что ребенку не дают возможности самому проявить инициативу. Мама или папа наперед проговаривают, что нужно делать ребенку.

Клинический психолог объяснила, почему дети вырастают несамостоятельными

Например, малыш только проснулся, а мы ему: “Вставай, умывайся, одевайся и заправь кровать”. Ребенку ничего не остается, как только выполнять чужие указания.

И он привыкает выполнять приказы и в других ситуациях, а мы почему-то ждем, что он должен сам принимать решения.

 Но нет, все, к чему он привыкает - это выполнять приказы. 

Чрезмерная опека

 Ситуация такая, как в анекдоте: 

- Сема, домой!
- Что, я замерз?
- Нет, ты кушать хочешь!

Чрезмерная опека проявляется, когда родитель знает, как для ребенка лучше и делает за него: долго кормит с ложки, зашнуровывает шнурки, выбирает одежду за ребенка, добавляя: дай я, у меня быстрее получится! Или же что-то из разряда "мама лучше знает".

В будущем у ребенка может сформироваться убеждение: “Я не могу сделать сам, у меня не получится”. Поэтому у ребенка даже не появляется желания сделать что-то самостоятельно.

Во взрослом возрасте родители спохватываются и начинают его выталкивать в самостоятельное плавание, но у ребенка не сформирован этот навык. В итоге возникает конфликт.

Чрезмерные ожидания

Проявляются тогда, когда ребенка наказывают за неудачу, забывая при этом похвалить за успех. Когда ребенка ругают, что он не моет посуду, что не сделал уроки или принес плохую оценку, а когда он моет по собственной инициативе, то это воспринимается как должное.

Кажется, что это и так его обязанность, так и должно быть всегда. Но если мы не похвалили за успех, то у ребенка не отложилось в опыте, что он сделал что-то важное, ценное и полезное, потому что на это никто не обратил внимания.

А тогда зачем делать?  

Если же еще и наказываем за ошибки, то у ребенка формируется пассивная позиция: лучше ничего не делать, чем сделать и разочаровать родителя.

Взрослые не учитывают возможности ребенка

Данная ошибка может проявляться в том, что родители не анализируют то, на какие секции отправляют ребенка, какие развивающие задания ему дают, какие результаты с него требуют.

Физические способности ребенка сильно зависят от развития разных участков мозга, каждый из которых развивается в разном возрасте ребенка. Поэтому требовать от малыша, чтобы он в 5 лет помнил расписание своего дня или сам готовил себе завтрак, а еще ни в коем случае не разлил воду, - это все равно, что заставлять рыбку летать.

Если требовать от ребенка невозможного, то у него может сформироваться низкая самооценка и зависимое поведение от родителя.

Неготовность родителей к взрослению ребенка

Самостоятельность ведет к независимости и свободе решений ребенка. И эти решения могут не совпадать с родительскими.

Иногда это пугает взрослых, и они неосознанно стараются привязать к себе ребенка. Получается что-то вроде "делай это сам, но так, как я тебе сказал".

Это противоречие приводит к неуверенности и несамостоятельности.
 
Что же делать, чтобы воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность?

Возьмите на вооружение 4 несложных правила:

1. Дать ему право на свои желания. Разрешить проявляться его "я хочу".
2. Дать возможность прожить свой опыт, даже с ошибками. Разрешать ему "делать".
3. Не критиковать, когда не получается, и хвалить за старание. Так сформируется у ребенка "я умею/я смогу".
4. Дать встретиться с последствиями, снизить контроль. Это сформирует в нем "я беру на себя ответственность".
 
Если в этой цепочке убираем "сам хочу" и "сам решаю", то вместо самостоятельности получаем исполнительность.

Если постоянно убираем звено "сам делаю" и не даем развиться " умею", то опыт самостоятельности может вообще не сформироваться.

Самостоятельный человек – это тот, кто знает, чего он хочет, сам принимает решения, сам действует и сам несет ответственность за свои поступки.

Фото: Pixabay 
 

Автор: Марина Михалап Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. Основные причины несамостоятельности ребенка:   Чрезмерный контроль родителей
  2. Чрезмерная опека
  3. Чрезмерные ожидания
  4. Взрослые не учитывают возможности ребенка
  5. Неготовность родителей к взрослению ребенка