Истерика ребенка связана с эмоциональными реакциями на происходящее и может усугубляться вторичными признаками влияния, как-то: накопленными отрицательными эмоциями, нерешенными ранее ситуациями (непроработанный гештальт) и особенностями настоящей (вновь возникшей) ситуации.
К последнему фактору относят и персоналии, в виду которых происходит истерика.
Более того, в разном «детском» возрасте и с учетом характерных особенностей ребенка его поведение с элементами истерики проявляется неодинаково.
Почти всегда одинаково на «истерику ребенка» реагируют лишь взрослые, полагая, что под ней «скрывается» некая неадекватная составляющая.
Тем не менее с детской истерикой вполне возможно справиться или хотя бы не вводить ее в привычку, - считает психолог Андрей Кашкаров.
Под истерикой понимаем насыщенную и нередко гипертрофированную эмоциональную реакцию, ожидающую (в сознании ребенка) реализацию его требований.
С учетом сказанного и типичных отличительных черт истеричного поведения уместно разбираться в том, как исключить, купировать или не допускать (в формате профилактического общения с ребенком), а также дать некоторые почти типичные рекомендации взрослым. И начнем с последних.
Как к любой эмоциональной реакции со стороны другого человека, вне зависимости его возраста, но с учетом характерных особенностей, желательно относиться амбивалентно, то есть опосредовано, не принимая элементы истерического или даже агрессивного поведения на себя.
И действительно, ребенок (типично) редко «истерит» с деструктивной мотивацией «отморожу уши на зло бабушке»; все-таки он хочет добиться своего, а истерика для него лишь один из способов, причем крайний, донести свой детский протест против действий или намерений взрослого.
В соответствии с принятой в обществе небезупречной сентенцией «если женщина истерит – виноват мужчина», в этом случае люди по аналогии за истерику спрашивают больше со взрослого, чем с ребенка.
Тем не менее, если изменить отношение на понимание того, что нет «ничего личного», против вас направленного в таком детском протесте, с истерикой другого человека легче справиться.
Или попросту надо отвлечь ребенка от его требований, предъявленных в протестной истерической форме.
Отвлекать можно любыми доступными способами – от разговора на другие темы, с акцентами того, что нравится конкретному ребенку, до внезапных, нетипичных, не привычных (для него) и новых положительных впечатлений.
Вариантов может быть несколько, главное – удивить. «Сделайте удивление» в положительном ключе, и это помогает.
Очень условный и, пожалуй, не всем подходящий, хоть и креативный пример (отчаянный недуг врачуют лишь отчаянные средства или никакие) – опуститесь на колени и станьте на время собакой, можете даже гавкнуть.
Смех смехом, но пример приведен как условный для того, чтобы показать, насколько необходим в этом деле творческий подход к удивлению и неожиданностям.
Другое дело, что старайтесь не повторять свои реакции для ребенка, находящегося в истерическом состоянии.
Если сегодня «стали собакой», условно завтра вы должны придумать другую свою реакцию как отвлекающий для ребенка фактор.
Это никогда не подводит. Если вы внимательны к ребенку, знаете его типичные реакции (нравятся они или нет – другой вопрос, как правило, это лишь последствия привычки, что ребенку много позволялось ранее), тогда можете предполагать эти реакции и не доводить до истерики.
Взрослея, люди не забывают уроков детства совершенно.
Эпизоды, особенно яркие, когда приходилось «истерить» в той или иной форме, всплывают в их взрослой жизни как элементы привычки (способа) достигать своего желания, заученных реакций и поведения.
По сути, по характеру взрослого вполне можно понять, как его воспитывали в детстве, что позволяли, что и как запрещали, и это не ново.
Взрослые реакции проявляются согласно сентенции «не съеденный в детстве сахар». В том числе поэтому важно отвлекать детей от истерических реакций, не создавая к ним условия и не способствуя возникновению шаблона поведенческой привычки.
Ранее рассказывали, почему родители не должны говорить ребенку слово «молодец».