Способность выдерживать сильные эмоции зависит от возраста и от индивидуальных особенностей ребенка.
Психолог Ульяна Митрофанова рассказала, как помочь ребенку справиться с эмоциями.
В младенчестве неудовольствие, испытываемое ребенком, например, по поводу голода, мокрого подгузника или другого раздражения, воспринимается им тотально и часто сопровождается громким плачем с места в карьер.
Чем старше становится ребенок, тем легче ему выдерживать неудовольствие: например, в возрасте уже около года ребенок уже не так сильно, как младенец, реагирует на голод.
Однако расширяется и репертуар жизненных ситуаций, в которых эмоции ребенка могут зашкаливать.
Самое важное, чем родители могут помочь ребенку с сильными эмоциями, – это проговаривать их, озвучивать их, говорить о них как можно больше.
Как это работает, можно заметить на простом примере. Два ребенка одинаково бежали, упали и расшибли колени до крови. Но одному в ответ прилетает "Чё разнылся?! Ну подумаешь, прекрати ныть!".
А второй может обратиться к маме и она приговаривает: "Ударился, кровушка течет! Сейчас промоем, пощиплет, пощиплет и заживать будет! Больно, да, понимаю, сама так не раз коленки расшибала, когда маленькая была."
В первом случае весь заряд переживаний (если ребенок достаточно послушен или запуган) остаётся внутри, не находя никакого выхода, и продолжает блуждать в психике, а к нему ещё добавляются переживания отвержения, "не таковости", неправильности себя или злости, обиды на мать.
А во втором случае заряд переживаний - боли, обиды, разочарования, огорчения - через речь выходит наружу. Слова становятся контейнером для переживаний.
Психика освобождается от них и в скором времени ребенок возвращается в обычное состояние.
В самом маленьком возрасте ребенок сам еще не способен разделять и называть свои ощущения, за него это делает родитель, проговаривая кричащему младенцу:«Ты проголодался, в животике пусто, сейчас я тебя покормлю». Или с подросшим ребенком – «Ты злишься, что-то пошло совсем не так, как тебе хотелось бы..».
Когда ребенок постоянно находится в окружении, которое через речь помогает ему распознать и назвать свои состояния, со временем он сам научается обволакивать переживания речью. Заместо истошного эмоционального: «Ааааааааааа, мамаааааа, аааааа» появляется более спокойное: «Мама, как же больно!».
Второе, что помогает ребенку лучше справляться с эмоциями, – это собственное поведение родителя. Так или иначе ребенок считывает информацию не только из того, что мы ему говорим, но и как сами реагируем на те или иные события.
Когда ребенок расшиб колени, одна мама будет спокойно проговаривать: «Упал, больно…», и ребенок, помимо слов, также воспримет бессознательный посыл – «это не смертельно, это нормально, так бывает».
А другая мама может вслух произносить те же самые слова, но при этом будет трястись как осиновый лист, и ребенок в этом случае скорее всего не воспримет слова, но словит бессознательно: «Если мама так тревожится, значит, правда приключилось что-то ужасное, мне есть от чего переживать».
И тогда эмоции ребенка будут более сильными, ему сложнее с ними будет справиться. В США в 1960–1980-х годах проводились исследования, которые в экспериментальных условиях показали, насколько тотально восприятие ситуации ребенком зависит от того, какие сигналы он получает от матери.
Таким образом, чтобы помочь ребенку совладать с эмоциями, родителю непосредственно в моменте нужно быть поддерживающим с ребенком, помогающим перевести эмоции из отреагирования в речь.
А за пределами ситуации всплеска эмоций родителю важно провести инвентаризацию собственных сильных эмоций, которые могут проявляться в контакте с ребенком.
Чаще всего такие эмоции связаны с тем, чего хотелось бы избежать или чего не хватало самому родителю, когда он был ребенком.