Наши базовые настройки, отношение к миру и людям формируются в детстве.
Психолог Валерий Гут рассказал, как правильно общаться с ребенком.
Доктор биологических наук, российская учёная в области нейронауки Татьяна Черниговская описывает этот период, как наиболее важный в жизни человека: именно в это время устанавливаются все основные нейронные связи.
С ранних лет личность формируется во многом под влиянием общения с родителями и значимыми взрослыми.
От качества взаимодействия с ними зависит отношение человека к самому себе во взрослой жизни. Понимая это, мы можем выстроить общение со своими детьми так, чтобы они чувствовали поддержку, доверяли нам.
Советский психолог Лев Семёнович Выготский доказал, что источник психического развития находится не внутри ребёнка, а в его отношениях со взрослыми.
Отзывчивость взрослого, сопереживание облегчают понимание социальных норм. У ребёнка в результате формируется соответствующее поведение, и ему проще адаптироваться к социуму.
При этом взрослый человек не противостоит ребёнку, не перестраивает его природу. Общаясь с ребёнком, он помогает ему развиваться.
Советский психолог, доктор психологических наук, профессор Мая Ивановна Лисина одна из первых в психологической науке подошла к изучению общения как особой форме коммуникации, потребность в которой возникает примерно к 2,5 годам жизни ребёнка и должна быть поддержана взрослым: детям важно отношение со стороны, в этом кроется самооценка ребёнка.
Этот критерий стоит учитывать при построении взаимодействия с детьми.
Начиная с 2–3 лет дети активно общаются, задают вопросы, интересуются всем, что попадается им на пути. Если в этот момент взрослые вовлечены в жизнь ребёнка, уделяют время общению, он чувствует себя свободно.
Игнорирование же этой потребности, например в силу большой занятости, может привести к тому, что малыш замкнётся в себе.
Стараться не обесценивать детские переживания и не отмахиваться, когда ребенок приходит с какой-то своей «неразрешимой» проблемой. Формировать у ребёнка понимание, что дом и семья — это то место, где можно получить поддержку, что бы ни произошло.
В разном возрасте дети по-своему привлекают к себе внимание взрослых. Нам важно самим проявлять интерес к тому, чем они занимаются, искренне задавать вопросы не только о том, как дела в школе, но и том, во что играет, с кем любит проводить время и так далее.
Чем больше взрослый человек получает информации от ребёнка в ходе общения, тем ближе эмоциональная связь между ними.
В нашей культуре принято давать оценку человеку, это может стать тормозящей силой развития ребенка. Когда мы оцениваем действие, а не личность, мы помогаем выстроить внутренние опоры.
Не стоит делать из ребенка своё продолжение. Лучше стараться видеть в нём отдельную личность со своими интересами, давать возможность найти свой путь.
Дети очень рано начинают чувствовать себя взрослыми и не любят, когда с ними «сюсюкаются». Это ставит их на ступеньку ниже. Если же (с учетом возраста) общаться на равных, считаться с мнением и желаниями ребёнка, то он будет знать, что он важен как личность.
Ярким примером правильного взаимодействия с детьми может быть персонаж Мэри Поппинс. Как она разговаривала со своими подопечными:
Детям необходимо общение со взрослыми, когда они узнают этот мир, когда нуждаются в помощи, когда формируется их личность.
«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», — писал Антуан де Сент-Экзюпери. В общении должны присутствовать и авторитет, и дружба — ведь дети учатся от нас коммуникации и доверию.