Психолог Валерий Гут рассказал, как правильно общаться с ребенком

15.04.2023 20:16

Наши базовые настройки, отношение к миру и людям формируются в детстве.

Психолог Валерий Гут рассказал, как правильно общаться с ребенком.

Доктор биологических наук, российская учёная в области нейронауки Татьяна Черниговская описывает этот период, как наиболее важный в жизни человека: именно в это время устанавливаются все основные нейронные связи.

С ранних лет личность формируется во многом под влиянием общения с родителями и значимыми взрослыми.

От качества взаимодействия с ними зависит отношение человека к самому себе во взрослой жизни. Понимая это, мы можем выстроить общение со своими детьми так, чтобы они чувствовали поддержку, доверяли нам.

Фото: Pixabay

Советский психолог Лев Семёнович Выготский доказал, что источник психического развития находится не внутри ребёнка, а в его отношениях со взрослыми.

Отзывчивость взрослого, сопереживание облегчают понимание социальных норм. У ребёнка в результате формируется соответствующее поведение, и ему проще адаптироваться к социуму.

При этом взрослый человек не противостоит ребёнку, не перестраивает его природу. Общаясь с ребёнком, он помогает ему развиваться.

Советский психолог, доктор психологических наук, профессор Мая Ивановна Лисина одна из первых в психологической науке подошла к изучению общения как особой форме коммуникации, потребность в которой возникает примерно к 2,5 годам жизни ребёнка и должна быть поддержана взрослым: детям важно отношение со стороны, в этом кроется самооценка ребёнка.

Этот критерий стоит учитывать при построении взаимодействия с детьми.

Быть внимательным и проявлять интерес

Начиная с 2–3 лет дети активно общаются, задают вопросы, интересуются всем, что попадается им на пути. Если в этот момент взрослые вовлечены в жизнь ребёнка, уделяют время общению, он чувствует себя свободно.

Игнорирование же этой потребности, например в силу большой занятости, может привести к тому, что малыш замкнётся в себе.

Стремиться к взаимопониманию и уважать чувства

Стараться не обесценивать детские переживания и не отмахиваться, когда ребенок приходит с какой-то своей «неразрешимой» проблемой.  Формировать у ребёнка понимание, что дом и семья — это то место, где можно получить поддержку, что бы ни произошло.

Проявлять интерес

В разном возрасте дети по-своему привлекают к себе внимание взрослых. Нам важно самим проявлять интерес к тому, чем они занимаются, искренне задавать вопросы не только о том, как дела в школе, но и том, во что играет, с кем любит проводить время и так далее.

Чем больше взрослый человек получает информации от ребёнка в ходе общения, тем ближе эмоциональная связь между ними.

Ругать поступок, хвалить человека

В нашей культуре принято давать оценку человеку, это может стать тормозящей силой развития ребенка. Когда мы оцениваем действие, а не личность, мы помогаем выстроить внутренние опоры.

Давать возможность пробовать себя в разных направлениях

Не стоит делать из ребенка своё продолжение. Лучше стараться видеть в нём отдельную личность со своими интересами, давать возможность найти свой путь.

Общаться на равных

Дети очень рано начинают чувствовать себя взрослыми и не любят, когда с ними «сюсюкаются». Это ставит их на ступеньку ниже. Если же (с учетом возраста) общаться на равных, считаться с мнением и желаниями ребёнка, то он будет знать, что он важен как личность.

Ярким примером правильного взаимодействия с детьми может быть персонаж Мэри Поппинс. Как она разговаривала со своими подопечными:

  • всегда слушала, что они говорят;
  • говорила с ними по-взрослому, но удовлетворяя детское любопытство;
  • откровенно сообщала и о своих чувствах тоже;
  • никогда не оценивала личность, только поступки;
  • всегда находила время на беседу.

Детям необходимо общение со взрослыми, когда они узнают этот мир, когда нуждаются в помощи, когда формируется их личность.

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», — писал Антуан де Сент-Экзюпери. В общении должны присутствовать и авторитет, и дружба — ведь дети учатся от нас коммуникации и доверию.

Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. Быть внимательным и проявлять интерес
  2. Стремиться к взаимопониманию и уважать чувства
  3. Проявлять интерес
  4. Ругать поступок, хвалить человека
  5. Давать возможность пробовать себя в разных направлениях
  6. Общаться на равных