Новогодние каникулы – период, когда никто не обременен работой, школой и детскими садами. В это время родители задаются вопросом – чем занять детей на праздниках? Но стоит ли об этом переживать?
Психолог Станислав Самбурский разобрал скуку как явление и рассказал, как использовать её, чтобы раскрыть потенциал своих детей.
Состояние скуки – важная составляющая развития. Бояться ее не стоит, так как именно она развивает в ребенке самостоятельность.
Когда человек становится родителем, на него обрушивается масса новых обязанностей. Среди них есть одна и очень важная – помочь ребенку найти свое место в жизни и обществе. Взрослость – это возможность выбирать то, что тебе полезно, интересно, что вдохновляет и приносит удовольствие.
Деть ребенку возможность поскучать — значит подтолкнуть его к самостоятельным открытиям и пониманию истинных интересов. Когда за него все решают, не дают слово сказать и хоть минутку отдохнуть, ему будет трудно найти себя в обществе.
«Скука» изначально окрашена негативными тонами. Ее никто не любит, и все ее избегают. Но многие исследования доказали, что она подталкивает людей к творчеству. Ошибочно считать, что детям вредно ничего не делать. Наоборот, скука развивает. Она помогает по-настоящему оценить этот мир, обстановку вокруг.
Ведь когда ребенок после школы бежит на кружок, потом на другой, делает уроки и сразу ложиться спать – он не созерцает жизнь, а скачет по ней. Детям важно научиться вдумчиво тратить свое время.
Скука выявляет интересы ребенка и не дает подчиняться интересам родителей.
Обычно скука начинает проявляться с 4-х лет. Начиная с этого возраста, на новогодних каникулах вместе с ребенком можно составить список занятий, которые ему интересны: рисование, книги, лепка, прогулка и т. д.
Несколько раз за день ребенок обязательно подойдет и скажет, что ему скучно. Затем, в качестве напоминания, ему дается этот список, из которого он может выбрать подходящее занятие. Если выбора не происходит – не страшно. Легкая хандра в виде скуки не навредит.
Скука становится плацдармом для воображения, которое помогает обучаться, находить решения, приспосабливаться к внешнему миру, развивает творческие и личностные навыки. Не стоит паниковать при первых же вздохах ребенка «от нечего делать». Если до каникул у него не было времени поскучать, дайте ему этот шанс сейчас.
Станислав Самбурский, бизнес-психолог, клинический психолог