Трудный ребёнок: что делать с детьми, которые не слушаются
26.04.2022 10:02
Обновлено: 09.04.2023 02:17
Если ребенок непоседлив, непослушен или не воспитан, то часто в его адрес можно услышать фразу - он трудный ребенок.
Родители, воспитатели и учителя считают трудных детей «не удобными».
Все потому, что с таким ребенком трудно найти общий язык и очень трудно предугадать его поведение. Но что скрывается за демонстративным поведением? Что хочет сказать ребенок своими действиями? Рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" педагог-психолог, дефектолог, эксперт оценки качества дошкольного образования Бочкина Елена.
Портрет трудного ребенка
Довольно часто ко мне на консультацию приходят родители с детьми, которые не могут контролировать свое поведение. Они импульсивны, не могут усидеть на одном месте, берут игрушки без разрешения, пытаются сломать предметы мебели.
Взволнованный родитель рассказывает, что в детском саду или в начальной школе педагоги не могут справиться с ребенком – их просьбы игнорируются. Многие дети из группы или класса сторонятся его и не хотят с ним играть. Данный портрет характерен для большинства «трудных» детей, независимо от пола. Итак, «трудный» ребенок всегда:
не контролирует собственное поведение;
не осознает свои и чужие чувства;
не хочет соблюдать установленные правила поведения;
не реагирует на замечания взрослого (родителей и педагогов);
часто устраивает истерики;
испытывает стресс в общественных местах;
часто бывает изгоем в детском коллективе.
Ошибки взрослого, которые приводят к плохому поведению
1. Гиперопека.
Постоянные запреты со стороны взрослого приводят к тому, что у ребенка появляется желание их нарушить. Дайте вашему ребенку больше свободы и доверия, если что-то запрещаете, то делайте это обоснованно, и тогда он сможет избавиться от навязчивой идеи нарушить ваш запрет.
2. Вседозволенность.
Если ребенку все разрешать, то у него не будет четких границ, в рамках которых он будет понимать опасность совершаемых действий. Как и с гиперопекой, здесь необходимо соблюдать баланс между тем, что можно, и тем, что нельзя делать.
3. Отсутствие наказания за совершенный поступок.
Ребенок должен нести ответственность за совершенное действие – что-то пролил — вытри; разбил вазу — помоги убрать осколки. Так он научится понимать, что каждое действие несет за собой определенные последствия, а приятными они будут или нет, он должен решить сам.
4. Плохой пример со стороны взрослого.
Если значимый взрослый демонстрирует пример «плохого» поведения, то для ребенка это становится нормой, и он не понимает, почему он должен вести себя иначе. Поэтому, перед тем как ругать своего ребенка за плохое поведение, посмотрите, нет ли у вас или другого близкого взрослого подобного поведения.
Причины «плохого» поведения, которые кроются в самом ребенке
Физиологические:
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
РАС (расстройство аутистического спектра);
ЗПР (задержка психического развития) и умственная отсталость;
психические заболевания;
стресс;
возрастной кризис.
Мотивационные/психологические:
привлечение внимания;
стремление к власти;
месть;
попытка избежать неудачи.
Как мы видим, причин для возникновения «плохого» поведения достаточно много. И довольно часто родителям очень сложно самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации.
Шаги к исправлению
Принятие своего ребенка
Вы должны понять, что «плохое» поведение — это сигнал о том, что ребенку требуется помощь. Постарайтесь как можно меньше его ругать и как можно больше прислушиваться к нему, чтобы найти истинный мотив поведения. Скажите, что поступок, который он совершил, плохой, но вы его все равно любите и принимаете.
Наказание
Если наказание неизбежно, наказывайте только за конкретный совершенный поступок. Не унижайте своего ребенка способом наказания (бить ребенка — это унизить его, не оскорбляйте его). Не наказывайте в общественном месте.
Придумайте способы исправления ситуации
Если ребенок совершил плохой поступок, то он должен исправить то, что он сделал. Придумайте совместно с ним способы, которые будут ему посильны и не будут его унижать.
Помогите ребенку добиться своего приемлемыми способами
Выясните, чего добивался ваш ребенок тем или иным «плохим» поступком. Возможно, у него не хватило собственных ресурсов для достижения целей приемлемым для общества способом. Помогите ему найти необходимые ресурсы.
Бывают ли наказания безопасными
Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:
Тайм-аут (время, проведенное ребёнком в одиночестве. Можно посадить ребенка на кровать или стульчик в соседней комнате).
Временный запрет на пользование компьютером, гаджетами, просмотр мультфильмов.
Временный запрет на покупку игрушек или сладостей.
Воспитательная беседа спокойным тоном.
Совместный поиск решений.
Самостоятельное исправление ребёнком своих ошибок.
Как вы видите, вариантов исправления «плохого» поведения достаточно много. Но самым главным из них всегда будет принятие своего ребенка и открытая демонстрация любви и уважения к нему.