Мозг малыша начинает развиваться уже через неделю после зачатия: мозг плода в конце первого триместра размером не больше ягоды черной смородины, к концу второго триместра уже размером с небольшой апельсин, а перед родами размером с целую дыню!
В первые дни после зачатия клетки мозга, нейроны, активно развиваются, а затем начинают делиться. Растет их количество, а с ним растет и сам мозг.
Деление продолжается вплоть до конца второго триместра беременности. Почему же мозг не останавливается в развитии в конце второго триместра, а продолжает расти? В середине второго триместра существующие нервные клетки начинают разветвляться и формировать множество контактов друг с другом.
Поэтому, несмотря на то что их число остается прежним, масса нервной ткани растет за счет ответвлений от существующих нейронов и формирующихся между ними контактов.
В то же время в 3 семестре начинается «настройка» процессора, которым мы пользуемся до конца жизни – мозга. Ненужные, «лишние» нервные клетки и контакты между ними исчезают, давая дорогу более эффективным и позволяя им работать, устраняя все, что «засоряет» информационный фон. Оставшиеся синапсы становятся более производительными и берут на себя функции тех самых погибших, «лишних».
Ближе к родам нервные клетки покрываются специальной оболочкой. Как и провода в компьютере, нервные клетки испытывают огромную нагрузку. Чтобы избежать «электрического замыкания», им требуется изоляция.
Зная, в какие сроки мозгу требуется особое питание, можем ли мы определить компоненты, необходимые для его оптимального роста и развития, и использовать их, чтобы усовершенствовать «базовые» настройки мозга ребенка?
О том, какую роль в детском питании играют лютеин и хорошие жиры, рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости", врач-биохимик, кандидат медицинских наук в области биохимии и нейробиологии, занимающаяся разработкой детского питания МАМАКО, Ксения Варакина-Митрай.
Исследования показывают, что для оптимального развития нервной системы должны быть соблюдены множество условий: достаточное количество кислорода, белка, энергии, макро- и микроэлементов, фолиевой кислоты, незаменимых жирных кислот и оптимальный баланс тироидных гормонов. Кроме этого, необходима адекватная сенсорная стимуляция, физическая активность и достаточное количество социальных взаимодействий.
Также современные исследования утверждают, что поступление особого вещества, лютеина, с пищей стимулирует когнитивное развитие.
Почему же так важно, чтобы ребенок получал лютеин с пищей в первые месяцы жизни?
Лютеин – особое вещество, которое обладает противовоспалительными свойствами. Множество исследований показали, что он оказывает значительное положительное влияние на мозг. Было доказано, что лютеин совместно с «хорошими» Омега-3 жирами укрепляют структуру нервных клеток.
Таким образом, лютеин обеспечивает оптимальную работу головного мозга. Кроме того, лютеин выполняет барьерную функцию, защищая нервные клетки от воздействия свободных радикалов. Он также играет важную роль в защите зрительной системы от повреждений синим спектром света и повышает качество картинки.
«Хорошие» жиры также являются важным компонентом, который обеспечивает оптимальное развитие интеллекта ребенка. Наиболее существенный рост содержания «хороших» Омега-3 и Омега-6 жирных кислот в первые 4 года после рождения ученые отметили в областях мозга, которые отвечают за то, как ребенок отвечает на эмоциональные события в его жизни, за переключение режимов сна и бодрствования и двигательную активность, за изучение языка и становление речи.
Кроме того, они способствуют улучшению концентрации внимания, памяти и мыслительной деятельности в периоды бодрствования и позволяют мозгу восстановиться в случае повреждения.
Омега-3 и Омега-6 жирные кислоты есть в грудном молоке, и их концентрация зависит от диеты матери. Несмотря на то что грудное вскармливание является эталоном питания новорожденного, исследования показывают, что только 40 % матерей продолжают кормить грудью через 3 месяца после рождения.
В составе большинства современных детских адаптированных молочных смесей содержатся Омега-3 и Омега-6, которые производители добавляют в попытке приблизить состав детского питания к составу грудного молока матери.
Важно не только само наличие полиненасыщенных жирных кислот в пище, но и их соотношение. Исследования показали, что избыточное количество «хороших» Омега-6 жирных кислот, в случае небольшого количества «хороших» Омега-3 жирных кислот, может привести к развитию воспаления или даже росту опухоли в головном мозге, так как они провоцируют выработку про-воспалительных простагландинов. Идеальный баланс Омега-6 к Омега-3 – 1:1.
В условиях современного мира, когда к ребенку часто предъявляются повышенные требования почти с рождения, важно подобрать детское питание таким образом, чтобы оно выполняло не только базовую функцию обеспечения здорового роста, но и защищало нервную систему ребенка от внешних стрессов и немного от родителей, которые с пеленок растят из него маленького гения.
Именно поэтому ребенку особенно важно получать ARAи DHA в оптимальном соотношении и лютеин. Эти компоненты содержатся в грудном молоке, но не вырабатываются в организме малыша, поэтому в случае искусственного вскармливания могут поступать только с едой.
Лютеин участвует в формировании и функционировании зрения, выполняет защитную функцию оптического фильтра и стимулирует передачу нервных импульсов. А ARAи DHA отвечают за рост и развитие головного мозга, повышают устойчивость ребенка к чрезмерным интеллектуальным нагрузкам.
Многие традиционные детские адаптированные молочные смеси на коровьем молоке содержат «хорошие» жирные кислоты, а некоторые из них также содержат лютеин.
Тем не менее с целью поддержания развития мозга стоит отдавать предпочтение смесям, в основе которых козье молоко, так как было показано, что лютеин связывается с белками козьего молока в 6 раз активнее, чем с белками коровьего молока, а значит, усваивается лучше.
Мы все рождаемся с определенным количеством нейронов в головном мозге, но некоторые преуспевают больше, чем другие. Безусловно, это во многом связано с наследственностью.
Но различные факторы среды могут послужить либо драйверами, которые «обновляют» базовые настройки мозга до более современной версии, либо «компьютерными вирусами», которые затормаживают работу системы или даже нарушают ее настолько, что ребенку требуется технический специалист – врач.
Многие годы считалось, что питание не играет значительной роли в развитии интеллекта, но в последние 5 лет ученые все больше внимания уделяют этой теме. А это значит, что подбор детского питания теперь как никогда – ответственность.
Фото: Pixabay