Занять руководящую должность мечтают многие люди. Им нравится то, что у них будет возможность руководить многими процессами, принимать ответственные решения, добиваться целей, получать похвалу и вознаграждение за показанные результаты.
Приобретая власть, человек радуется, становится счастливым от того, что ему удалось добиться желаемого.
Но далеко не все выдерживают испытание приобретенными полномочиями. Некоторые люди начинают злоупотреблять властью, не осознавая этого. Понять, что дело обстоит именно так, индивид может, если понаблюдает за собой, найдет некоторые признаки в своем поведении.
Наличие власти позволяет с легкостью это делать. Человек знает, на какой стадии проект, чего успели добиться коллеги. В любой момент он может перехватить инициативу, выставить все так, что все было достигнуто его стараниями.
Так он продемонстрирует, что является отличным лидером, что им необходимо восхищаться.
Да, человеку хочется выглядеть хорошо. Ничего страшного в этом нет. Но порой улучшить свой имидж индивид хочет за счет окружающих, что указывает на злоупотребление властью.
Человек может во время совещания ругать коллег, подчиненных, а затем хвалить себя, рассказывать о собственных достижениях. При этом он забывает, что работает в команде, что он не соревнуется ни с кем, а идет к общей цели.
Заняв руководящую должность, индивид может решить, что теперь ему дозволено все. Он может опаздывать на работу, может продлевать себе обеденный перерыв, может отлучаться в любое время, чтобы сделать личные дела.
Оправдывает он это тем, что является руководителем, что только подчиненные должны сидеть на рабочих местах, никуда не отлучаясь без разрешения. Такой индивид рано или поздно решит, что он выше закона, что может совершать махинации, лгать партнерам.
Начальник должен уметь принимать решения. Но при всем этом он не должен считать их правильными по определению, должен уметь прислушиваться к мнению подчиненных, к их аргументации своей позиции.
Если индивид не делает этого, если отдает распоряжения, не прислушиваясь к критике, не воспринимая ее, то он явно злоупотребляет своей властью. Он не осознает, что критика нужна, чтобы найти оптимальный выход из ситуации, а не унизить его.
После получения высокой должности отношения человека с сослуживцами изменятся. Он станет управлять их деятельностью, говорить, что и кому делать. Это вполне естественно. Но в какой-то момент он может решить, что он имеет право унижать своих подчиненных, кричать на них за ошибки, промахи.
Он может начать игнорировать потребности подчиненных, заставлять их выполнять то, что они не должны делать. Например, он может принуждать коллег выходить на работу в выходные дни даже в том случае, если в этом нет необходимости. Он не будет верить в то, что кто-то плохо себя чувствует, что у кого-то есть срочный повод уйти с работы раньше.
Этот признак является самым очевидным. Человек может просить подчиненных заниматься его личными делами, может давать им поручения, которые не имеют никакого отношения к работе.
Он может вынуждать людей концентрироваться на задаче, которая важна лично ему, а не компании. Ему безразлично, что это помешает достигнуть общих целей.
Перечисленные признаки являются тревожными звоночками. Если индивид замечает их за собой, то ему стоит пересмотреть свое отношение к работе, к своим обязанностям и правам. Если он вовремя остановится, то сможет сохранить свою должность и репутацию.