Дети с диагнозом СДВГ в Беларуси приравнены к невоспитанным изгоям

19.12.2019 20:00
Обновлено: 03.03.2023 21:40

Гиперактивность у детей —  признак неуравновешенной нервной системы.  По статистике, каждый второй ребёнок имеет особенности психофизического развития. Белорусские мамы рассказывают о неприятии обществом детей с СДВГ и минимальной государственной поддержке. Специалист разбирается в особенностях диагноза. 

Каждому из нас довелось наблюдать за кричащими детьми в общественных местах. Пока одни молча терпят, другие — высказывают негодование.

Чаще всего людей заботит собственный комфорт и никто не задумывается о возможных нарушениях психофизического развития, которые  влияют на поведение  ребёнка. В состоянии гиперактивности  психика ребёнка не имеет альтернативной реакции. Процессы возбуждения преобладают. 

Психолог  центра "Надежда" С. И. Романчук  помогает разобраться в ситуации.

дети

Понятие и симптомы

 — Когда говорят о гиперактивности, важно дифференцировать, речь идет о поведении ребенка, которое не вписывается в нормы и правила, либо это СДВГ, которое влечёт за собой некоторые последствия. 

СДВГ проявляется в иннервации нервной системы.  

Когда процесс торможения нервной системы преобладает над процессами возбуждения — речь идёт о дефиците внимания.

Когда процессы возбуждения преобладают над торможением — это гиперактивность. 

Ребёнок реагирует на два стимула, а психика — на один.  

У Елены  из Гродно, воспитывающей сына с СДВГ,  своя расшифровка понятия.

— СДВГ считается диагнозом, при котором ребёнок излишне подвижен и эмоционален.  Также к симптомам относится импульсивность, невнимательность, неумение концентрировать внимание и запоминать.

У таких детей нет ручника. Они не умеют анализировать ситуацию, продумывать возможные риски, поэтому часто подвергают жизнь опасности.

Ребёнок с СДВГ не будет стесняться в общественных местах проявлять эмоции, будь то радость или агрессия. Никакие уговоры, просьбы и, тем более, угрозы на него не подействуют. 

Способность применять социальные правила и нормы сведена к минимуму. 

Диагностика

Специалист
 

У деток с СДВГ есть проблемы с восприятием информации.   Задача педагога-психолога — диагностировать, насколько ребёнок готов слышать инструкцию и определить степень усидчивости.

Изначально необходимо понять, выставлен  ребенку диагноз специалистами или это наблюдения родителей.

Узнать, принимает ли ребенок какие-то препараты для коррекции поведения. 

Выяснить специфику ребёнка, понять, что именно беспокоит родителей в ребенке.  Это может быть как агрессия, закрытость, неуверенность в себе, так и  излишняя эмоциональность, активность и даже излишнее проявление лидерства.

Нужно определить направление  работы — над познавательной сферой,  поведением,  эмоционально-волевой сферой или комплексно.

Личный опыт

Анонимно мы прошли полное обследование в дневном стационаре в Гродненском областном клиническом центре психиатрии-наркологии в психиатрическом детском отделении.

За ребёнком на протяжении 10 дней наблюдали специалисты: логопед, психиатр, психотерапевт, психолог и невролог.

Каждый тестировал сына, было проведено исследование головного мозга — энцефалография, что и стало поводом для постановки диагноза.

Рекомендовано

Специалист

Главный аспект в работе —  педагогико-психологическое сопровождение не только ребенка, но и родителей. 

Разработанная программа   с рекомендациями и правилами по воспитанию ребёнка  предоставляется  как родителям, так и педагогам общеобразовательных учреждений. 

Детям с СДВГ с  трудом даётся усвоение материала в больших объемах, так же на выполнение заданий требуется больше времени.

Важно учитывать особенности ребёнка и разрешать дробно выполнять задания. 

Следует научить ребенка оценивать и реагировать на  ситуацию, в которой он находится.  Задача родителей — принять ребёнка,  работать с психологами и взаимодействовать с учреждениями, посещаемыми ребенком. 

Нужно выработать ту стратегию восприятия ребенком окружающей среды  и информации, которая конкретно определяет саморегуляцию. 

Дети с гиперактивностью воспринимают информацию визуально. С дефицитом внимания  —  через слуховую подачу.  Это нужно учесть и при рассаживании ребёнка в школе. Наша система образования  не в полной мере учитывает  психологические особенности ребенка.

Личный опыт

Главное,  мамам полюбить  и принять ребёнка.

Важно взаимодействовать с педагогами, рассказать об особенностях ребёнка, предложить для рассмотрения некоторые механизмы воздействия.  

Сохранять  спокойствие, уравновешенность и однозначность в правилах и установках.

Не стоит путать СДВГ и капризы детей. Если возникают сомнения, лучше пройти полное обследование и не реагировать на единичное высказывание, даже если это было произнесено профессионалом.  Для выставления диагноза необходим период наблюдения. 

Ищите специалистов как в частных центрах, так и в государственных. Не соглашайтесь на домашнее обучение.  В противном случае период социализации пройдёт ещё с большей тревожностью.  Ребёнка надо  научить самоуправлению, а не спрятать от трудностей. 

Семилетний опыт воспитания "сдвгэшки"

СДВГ считается врождённым диагнозом. К причинам относят и протекание беременности. 

 Я столкнулась с проблемой в 19 лет, когда родила первенца. Ребёнок уже с рождения отличается от остальных.  Дети с СДВГ на неудобства реагируют по-особенному. Это неестественный крик,  от которого вскакивает семья и даже прохожие на улице. 
Ребёнок очень привязан к маме.

Эмоционально реагирует на расставания. Часами плачет в отсутствие родителей, не умолкая. Недовольство  выражается истериками.  

Мы всей семьёй ждали взросления сына, думали, что с возрастом научимся договориться. Игнорирование информации списывали на возраст. После рождения второго ребенка поняли, что речь, интонации дети воспринимают уже с пелёнок, а вот "сдвгэшки"  не реагируют, не слышат. 

Сегодня сыну 7 лет,  истерик на полу уже нет, но появилась  обида на весь мир, проявление агрессии. Излишняя активность пока остаётся.

На уроках такой ребёнок вскакивает, крутится, забывает, где и что  писал. Вот здесь и встаёт вопрос о дефиците внимания.

Дети попросту не могут долго концентрировать внимание и плохо запоминают.

Из-за  рассеянности допускают много ошибок, хотя многие не имеют проблем с интеллектуальным развитием.

К слову,  в  Америке и  европейских странах разработаны специальные программы, функционируют клубы в поддержку родителей, воспитывающих детей с гиперактивностью. 

В Америке активно используют психотропные препараты. Действие от них неоднозначное. Эффект может отсутствовать или состояние ухудшаться. Препараты действуют в период приёма. 

Динамика

Специалист

Либо мы симптоматику данного расстройства сводим к минимуму , либо оно перерастает во что-то более сложное.  

На выходе — трудности в обучении, легкая степень умственной отсталости, нарушение асоциального взаимодействия и коммуникации,   интегративное расстройство личности.

При комплексной работе дети вырастают вполне успешными людьми.   Симптоматика  к периоду 9-10 лет  не прослеживается. 

Личный опыт

Нередко ребенок сам не понимает, почему себя так ведёт, хочет исправиться, но не получается. 
 

Можно как помочь, так и усугубить положение. 

У нас динамика была заметна. Приспособились и смогли управлять сорванцом. Конечно, бывали и провалы, но единичные.

После поступления в 1 класс ребёнок перешел в новую неизведанную среду, получил дополнительную нагрузку, что сказалось и на психологическом равновесии.

Наступил новый этап в жизни ребёнка и в нашей тоже. Придется искать другие механизмы преодолевать трудности.

Здесь нужна комплексная работа с семьёй.  Совладание  с собой и умение  жить с гиперактивным ребёнком.

Старайтесь  избегать многолюдных мест, шумных развлечений, ограничьте просмотр мультфильмов.

Анастасия Живушко

Фото:  © Белновости

 

Автор: Анастасия Живушко Редактор интернет-ресурса

Содержание
  1. Понятие и симптомы
  2. Диагностика
  3. Рекомендовано
  4. Семилетний опыт воспитания "сдвгэшки"
  5. Динамика