Гиперактивность у детей — признак неуравновешенной нервной системы. По статистике, каждый второй ребёнок имеет особенности психофизического развития. Белорусские мамы рассказывают о неприятии обществом детей с СДВГ и минимальной государственной поддержке. Специалист разбирается в особенностях диагноза.
Каждому из нас довелось наблюдать за кричащими детьми в общественных местах. Пока одни молча терпят, другие — высказывают негодование.
Чаще всего людей заботит собственный комфорт и никто не задумывается о возможных нарушениях психофизического развития, которые влияют на поведение ребёнка. В состоянии гиперактивности психика ребёнка не имеет альтернативной реакции. Процессы возбуждения преобладают.
Психолог центра "Надежда" С. И. Романчук помогает разобраться в ситуации.
— Когда говорят о гиперактивности, важно дифференцировать, речь идет о поведении ребенка, которое не вписывается в нормы и правила, либо это СДВГ, которое влечёт за собой некоторые последствия.
СДВГ проявляется в иннервации нервной системы.
Когда процесс торможения нервной системы преобладает над процессами возбуждения — речь идёт о дефиците внимания.
Когда процессы возбуждения преобладают над торможением — это гиперактивность.
Ребёнок реагирует на два стимула, а психика — на один.
У Елены из Гродно, воспитывающей сына с СДВГ, своя расшифровка понятия.
— СДВГ считается диагнозом, при котором ребёнок излишне подвижен и эмоционален. Также к симптомам относится импульсивность, невнимательность, неумение концентрировать внимание и запоминать.
У таких детей нет ручника. Они не умеют анализировать ситуацию, продумывать возможные риски, поэтому часто подвергают жизнь опасности.
Ребёнок с СДВГ не будет стесняться в общественных местах проявлять эмоции, будь то радость или агрессия. Никакие уговоры, просьбы и, тем более, угрозы на него не подействуют.
Способность применять социальные правила и нормы сведена к минимуму.
Специалист
У деток с СДВГ есть проблемы с восприятием информации. Задача педагога-психолога — диагностировать, насколько ребёнок готов слышать инструкцию и определить степень усидчивости.
Изначально необходимо понять, выставлен ребенку диагноз специалистами или это наблюдения родителей.
Узнать, принимает ли ребенок какие-то препараты для коррекции поведения.
Выяснить специфику ребёнка, понять, что именно беспокоит родителей в ребенке. Это может быть как агрессия, закрытость, неуверенность в себе, так и излишняя эмоциональность, активность и даже излишнее проявление лидерства.
Нужно определить направление работы — над познавательной сферой, поведением, эмоционально-волевой сферой или комплексно.
Личный опыт
Анонимно мы прошли полное обследование в дневном стационаре в Гродненском областном клиническом центре психиатрии-наркологии в психиатрическом детском отделении.
За ребёнком на протяжении 10 дней наблюдали специалисты: логопед, психиатр, психотерапевт, психолог и невролог.
Каждый тестировал сына, было проведено исследование головного мозга — энцефалография, что и стало поводом для постановки диагноза.
Специалист
Главный аспект в работе — педагогико-психологическое сопровождение не только ребенка, но и родителей.
Разработанная программа с рекомендациями и правилами по воспитанию ребёнка предоставляется как родителям, так и педагогам общеобразовательных учреждений.
Детям с СДВГ с трудом даётся усвоение материала в больших объемах, так же на выполнение заданий требуется больше времени.
Важно учитывать особенности ребёнка и разрешать дробно выполнять задания.
Следует научить ребенка оценивать и реагировать на ситуацию, в которой он находится. Задача родителей — принять ребёнка, работать с психологами и взаимодействовать с учреждениями, посещаемыми ребенком.
Нужно выработать ту стратегию восприятия ребенком окружающей среды и информации, которая конкретно определяет саморегуляцию.
Дети с гиперактивностью воспринимают информацию визуально. С дефицитом внимания — через слуховую подачу. Это нужно учесть и при рассаживании ребёнка в школе. Наша система образования не в полной мере учитывает психологические особенности ребенка.
Личный опыт
Главное, мамам полюбить и принять ребёнка.
Важно взаимодействовать с педагогами, рассказать об особенностях ребёнка, предложить для рассмотрения некоторые механизмы воздействия.
Сохранять спокойствие, уравновешенность и однозначность в правилах и установках.
Не стоит путать СДВГ и капризы детей. Если возникают сомнения, лучше пройти полное обследование и не реагировать на единичное высказывание, даже если это было произнесено профессионалом. Для выставления диагноза необходим период наблюдения.
Ищите специалистов как в частных центрах, так и в государственных. Не соглашайтесь на домашнее обучение. В противном случае период социализации пройдёт ещё с большей тревожностью. Ребёнка надо научить самоуправлению, а не спрятать от трудностей.
— СДВГ считается врождённым диагнозом. К причинам относят и протекание беременности.
Я столкнулась с проблемой в 19 лет, когда родила первенца. Ребёнок уже с рождения отличается от остальных. Дети с СДВГ на неудобства реагируют по-особенному. Это неестественный крик, от которого вскакивает семья и даже прохожие на улице.
Ребёнок очень привязан к маме.
Эмоционально реагирует на расставания. Часами плачет в отсутствие родителей, не умолкая. Недовольство выражается истериками.
Мы всей семьёй ждали взросления сына, думали, что с возрастом научимся договориться. Игнорирование информации списывали на возраст. После рождения второго ребенка поняли, что речь, интонации дети воспринимают уже с пелёнок, а вот "сдвгэшки" не реагируют, не слышат.
Сегодня сыну 7 лет, истерик на полу уже нет, но появилась обида на весь мир, проявление агрессии. Излишняя активность пока остаётся.
На уроках такой ребёнок вскакивает, крутится, забывает, где и что писал. Вот здесь и встаёт вопрос о дефиците внимания.
Дети попросту не могут долго концентрировать внимание и плохо запоминают.
Из-за рассеянности допускают много ошибок, хотя многие не имеют проблем с интеллектуальным развитием.
К слову, в Америке и европейских странах разработаны специальные программы, функционируют клубы в поддержку родителей, воспитывающих детей с гиперактивностью.
В Америке активно используют психотропные препараты. Действие от них неоднозначное. Эффект может отсутствовать или состояние ухудшаться. Препараты действуют в период приёма.
Специалист
Либо мы симптоматику данного расстройства сводим к минимуму , либо оно перерастает во что-то более сложное.
На выходе — трудности в обучении, легкая степень умственной отсталости, нарушение асоциального взаимодействия и коммуникации, интегративное расстройство личности.
При комплексной работе дети вырастают вполне успешными людьми. Симптоматика к периоду 9-10 лет не прослеживается.
Личный опыт
Нередко ребенок сам не понимает, почему себя так ведёт, хочет исправиться, но не получается.
Можно как помочь, так и усугубить положение.
У нас динамика была заметна. Приспособились и смогли управлять сорванцом. Конечно, бывали и провалы, но единичные.
После поступления в 1 класс ребёнок перешел в новую неизведанную среду, получил дополнительную нагрузку, что сказалось и на психологическом равновесии.
Наступил новый этап в жизни ребёнка и в нашей тоже. Придется искать другие механизмы преодолевать трудности.
Здесь нужна комплексная работа с семьёй. Совладание с собой и умение жить с гиперактивным ребёнком.
Старайтесь избегать многолюдных мест, шумных развлечений, ограничьте просмотр мультфильмов.
Анастасия Живушко
Фото: © Белновости