«Еще сорок дней не прошло». Выпускник университета из Гомеля рассказывает о своем распределении в колхоз

10.07.2019 20:30
Обновлено: 13.07.2019 18:45

Бесплатное высшее и среднее специальное образование в Беларуси предоставляется на условиях двухгодичной отработки выпускником по месту распределения.

Из-за сложной ситуации на рынке труда, связанной с нежеланием работодателя нанимать неопытных молодых специалистов, на сегодняшний день многие учебные заведения не имеют возможности распределить всех бюджетников, поэтому позволяют им найти место работы самостоятельно.

Виталий, выпускник экономического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины рассказал о своём опыте работы по распределению.

В момент окончания университета я оказался единственным из 7-ми бюджетников, который не смог найти себе место работы в Гомеле, поэтому у меня был выбор между КСУП «Страдубка» в Лоевском районе и КСУП «Заветы Ильича» в Петриковском районе.

Так как я уже довольно плотно завязался в Гомеле, у меня уже появилась девушка (которая потом стала женой), друзья, я выбрал место работы поближе к Гомелю, а именно – Лоевский район.

«Еще сорок дней не прошло». Выпускник университета из Гомеля рассказывает о своем распределении в колхоз

Молодым специалистам, которые отрабатывают распределение не по месту жительства, как правило, предоставляется жилье.

Меня заселили в комнату в трехкомнатной квартире восьмиквартирного дома. В соседней комнате жил главный ветврач, молодой парень, тоже по распределению. Но когда я заселился, его пару дней практически не было дома, сутками находился на фермах.

Запомнилась сцена, когда я попросил его помочь выбросить остатки вещей, которые стояли в моей комнате, на что получил ответ, что нельзя, так как еще сорок дней не прошло. Оказалось, что до меня в этой комнате жила женщина, которая повесилась на одной из колхозных ферм.

Поначалу было жутко. Но большее впечатление произвел безумный холод. Отопление в квартире было на дровах, на кухне стоял котел, который нагревал воду в трубах и батареях по всей квартире. Заселился я в конце марта, дрова, которые покупал на зиму мой сосед, уже закончились, заказывать было дорого.

Так что остаток марта-начало апреля пришлось спать в двух кофтах, теплых штанах, под двумя одеялами, периодически, чтобы проще было заснуть, грелись крепким алкоголем. Хотя это скорее, чтобы скрасить жуткое первое впечатление от нового места.

В сельской местности у молодого специалиста сразу появляется возможность получить высокую должность, которая положительно сказывается на его будущем резюме.

Устроили меня главным экономистом. Вообще-то единственным, потому и главным.

Работа заключалась в расчете заработной платы работникам, в том числе по договорам подряда, в составлении оперативных отчетов в райисполком, нормировании труда работников, расчете сдельных расценок, расчете стоимости жилья, которое выкупали работники, получившие его 10-15-20 лет назад и во многом другом. Штат составлял порядка 150 человек.

Молодые специалисты на первом рабочем месте сталкиваются со множеством трудностей, связанных с адаптацией к новому виду деятельности, принятием на себя ответственности, в том числе материальной, вливанием в новый коллектив.

Естественно, с работой я не справлялся в силу отсутствия опыта, да и дела передать мне никто не мог, так как предыдущий экономист уволился задолго до моего прихода. Бухгалтерия была занята своей работой, ну и, конечно, про автоматизацию там даже и не слышали.

Я был счастлив, когда по моей настойчивой просьбе провели интернет в здание администрации. Директору на тот момент было, наверное, лет 26, и это был человек со сложным характером.  За все мое время работы я ни разу от него не слышал монолога, в котором бы не проскакивали маты, оскорбления даже при общении с людьми намного старше.

Работа в сельской местности, даже для специалистов управленческого звена, сопряжена с выполнением дополнительных обязанностей, в том числе разрешением внештатных ситуаций.  

Еще в работу любого специалиста входили дежурства на фермах. Я ненавидел это, потому что приходилось идти на ферму к 05:00 утра и возвращаться только в 22:00 вечера, обед 1 час.

Но спустя время я понимаю, что это было занятием, которое принесло мне много опыта. Там я поучаствовал в принятии родов у коровы, когда мы втроем, я, ветврач и зоотехник, накинув петлю «подмышки» теленку, вытягивали его прямо из коровы, в которой он застрял.

Там я узнал, что такое скотомогильник, видел коров, которые ломали конечности, пытаясь выбраться из собственных испражнений. Впечатлений было много. Все вокруг меня воспринимали это как что-то обыденное. Мне же, человеку, выросшему в городской среде, это казалось чем-то запредельным.

Начиная карьеру с руководящей должности, подразумевающей большую ответственность, молодым специалистам приходится быстро учиться, анализировать ситуацию и делать выводы.

Поступив на работу в колхоз, я довольно быстро увидел недостатки всей системы сельского хозяйства. Это, прежде всего, связано с абсолютно неадекватным отношением руководства, причем по всей вертикали власти в этом секторе экономики.

Директоров постоянно отчитывают руководители района, руководителей района – вышестоящее руководство и т. д. И такое отношение, особенно у молодых директоров – это норма.

Это подразумевает отсутствие субординации, распределение премии специалистам исключительно по личному решению директора, отсутствие чувства ответственности за ошибки в управлении.

Например, директор хотел высчитать из зарплаты ветврача огромную сумму за высокую смертность телят, в то время, как все, в том числе специалисты из районной ветстанции, твердили, что проблема в неправильном кормлении и кормах, а это является прямым упущением руководства.

Еще пример. На одной из планерок, проходивших на ферме, мне была поставлена задача рассчитать сколько мы недополучили молока из-за того, что при раздаче кормов часть их падает мимо кормушки и т. д.

Отсутствие возможностей качественно проводить свободное время Виталий считает одной из причин постепенного угасания деревни и отъезда молодежи в города.

В деревне вообще не было досуга. Даже сельского клуба не было, хотя в деревне проживало более 700 человек. Молодежи было мало, да и состояла она в основном из школьников старших классов и молодых специалистов, но последние долго не задерживались, по окончании срока отработки сразу же уезжали.

Одним из немногих развлечений был алкоголь. Это сказывается на уровне образованности и формировании отношения к жизни у людей. Конечно, деревенская жизнь сопряжена с природой: рыбалка, шашлыки, работа в огороде, но самореализации в этом нет, а молодым людям она необходима.

Несмотря на трудности работы в деревне, Виталий считает этот опыт полезным и помнит много хорошего.

Были и веселые, приятные моменты, связанные с общением с людьми в основном, так как люди там хорошие. Со многими можно было поговорить, получить совет, некоторые помогали и свежими овощами с грядки, яйцами домашними. Нам, молодым специалистам, это было в радость.

Работа в таком месте дала мне много опыта, в основном связанного с личностным развитием, формированием своего мнения по многим вопросам, умением адаптироваться к чему-то абсолютно новому.

Сейчас я вернулся в город, работаю по специальности. О своем первом месте работы не забуду никогда. У меня двоякое отношение к обязательному распределению. С одной стороны, это большой опыт, своеобразная ломка характера, взросление – это воспринимается положительно.

С другой стороны, я понимаю, что университет, отправляя выпускника по распределению, выполняет план, соблюдает статистику, предоставляет отчет, при этом совсем не заботится о том, как 21-летний вчерашний студент будет жить в тяжелых непривычных условиях, как он сразу начнет выполнять большой объем работ, имея за плечами лишь теоретические знания, слабо применимые на практике.

Анна Чигина

Фото: © Белновости

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса