Жительница Гродненского района пожаловалась, что местным трудоспособным жителям нет рабочих мест, зато пенсионеры работают на пенсии не первый год, получают и зарплату, и пенсию.
Виктория работает в колхозе с 25 лет. За это время успела и дояркой поработать, и на маленьких телятах, и на больших быках. В последние годы здоровье стало уже не то, хотя женщине всего 49 лет, она решила сменить работу на более легкую.
— Я уволилась и некоторое время не работала вообще. Занималась домом, огородами и своим здоровьем. Все это время работал муж. Потом мужа здоровье тоже стало подводить, ему пришлось уволиться. Стал работать на себя. Я снова устроилась в колхоз, но на более легкую работу. Возила обеды.
Зарабатывала немного, но держаться на плаву получалось.
Через некоторое время к Виктории взяли работать еще одну женщину пенсионного возраста.
— Меня просто поставили перед фактом, что сейчас я буду работу свою делить с еще одним человеком, хотя я и одна справлялась. Мне объяснили, что она будет подменять мои больничные либо дни, когда я буду брать за свой счет.
В итоге, новая работница сама выбрала, как ей удобно работать и установила график. Все сделали, как она захотела, потому что наша начальница — ее родственница. Работать начали через день либо неполный день.
Раньше я развозила обеды, а потом ужины, сейчас приходилось чередовать. Если только обеды, то работали через день. Меня такой расклад не устраивал.
Зарплата, и без того маленькая, стала еще меньше. Если пенсионерка хочет работать, пусть идет на свободные места, на ферму. Но там же тяжело, ну так пусть дома сидит, зачем ее впихивать и лишать кого-то нормальной зарплаты.
Виктория проработала почти 10 лет раздатчицей обедов и после последних выплат все же сменила сферу деятельности.
— Последнюю зарплату на руки я получила 150 рублей за 12-15 рабочих дней. Я готова работать целый месяц, так мне не дают.
Как на такие деньги можно прожить? Пенсия по инвалидности мужа вся уходит на лекарства и на топливо.
Часто приходится ездить к врачам в Гродно, а это 30 километров в одну сторону, а еще по городу сколько накатаешься. Я пошла просить другую работу.
Устроили на ферму животноводом. Работа тяжелая, обещали выплаты по 500 рублей. А пенсионерка осталась работать одна на моем месте и справляется ведь. Человек уже 9 лет на пенсии. Зачем вообще таких людей держать? Ладно, год или два.
Оказывается, в СПК «Пограничный» работают пенсионеры и по 18 лет после выхода на пенсию.
— Вот взять ту самую заведующую хранилищем, в летний период она заведующая на кухне, где готовится еда на обед и ужины для работников колхоза. Человек уже 18 лет, как работает на пенсии.
Неужели нет молодых специалистов? А сходите к нам в контору, среди специалистов половина пенсионеров. Молодые тоже есть, но их мало.
Я понимаю, должны работать опытные люди, но это уже бабушки и дедушки. Не думаю, что они умеют руководить, половина и компьютер до сих пор не освоили.
Также Виктория жалуется, что женщина, которая вытеснила ее с рабочего места, полгода не ходила на работу, и все на это закрыли глаза, никого не смутил такой расклад.
— Мы осенью и зимой работаем на яблоках, в сезон развозим обеды. Вот как раз, когда работы не было и мы все брали за свой счет либо уходили в отпуск, моя напарница уехала от хозяйства в санаторий. Делала операцию, потом был период восстановления.
Все это растянулось на месяцев 6. Она и в отпуск сходила, и на больничные, и за свой счет брала. Все выгребла, потом уже прогулы шли. И человек как ни в чем не бывало вернулся на самый прибыльный сезон.
Заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите Анна Бернардовна Малышко сообщила, что для выяснения обстоятельств необходимо получить заявление от Виктории с претензией, что ее права труда нарушены, тогда комиссия выезжает на место и выявляет нарушения, если такие имеются.
Виктория писать никуда не собирается, утверждая, что все равно по бумагам все будет законно, без нарушений.
— Бумажку у нас всегда сделают нужную, здесь важна человечность. На хорошие места ставят своих, а на тяжелые и грязные работы идите все остальные.
Председатель колхоза СПК «Пограничный» Виктор Павлович Милько не отрицает, что работают пенсионеры, но это вполне объяснимо их профессионализмом и качественным выполнением своих работ.
— У нас работают пенсионеры. Разве это законодательство запрещает? Нет. Пенсионеры — люди старой закалки, у них отношение к труду другое. Молодежь хочет иметь все, много и сразу. Такого в жизни не бывает.
Для того чтобы хорошо жить, надо иметь миллионное наследство или трудиться, вот в чем разница. Я ценю работника, который хорошо справляется со своей работой и не столь важно, сколько ему лет. А если человека не берут, значит, есть какая-то причина, хотя с трудоустройством у нас проблем нет.
В других колхозах Гродненского района также работают пенсионеры. Председатели поясняют, что в районе молодежь не особо и хочет задерживаться, а приходящих на год или два работников никто не хочет.
— Посмотрите, что творится в школах и садах на районе. Приходят, отрабатывают и уезжают.
Раньше были учителя годами на своем месте, так и уровень преподавания был другой. Мы не можем допустить, чтобы и колхозы молодняк развалил.
К выбору работников нужно подходить осознанно. Вакансий на рабочие специальности всегда хватает. Приходите и работайте. Семьям предоставляют жилье. Так не хотят трудиться. Все специалистами не будут.
Люди пенсионного возраста не удовлетворены выплатами пенсии и считают необходимость работать на пенсии вынужденной мерой.
Ирина
— Я много лет проработала инженером по охране труда. Сегодня я уже на пенсии и пошла принимать молоко. Хоть какие-то дополнительные выплаты к пенсии. Если бы пенсии были человеческими, то все пенсионеры с радостью сидели бы дома, занимались внуками, отдыхали на морях. А так приходится трудиться.
Виктор
— Я работаю на пенсии вот уже 9 лет. Работа не пыльная. Я хорошо знаю свою работу и начальство меня ценит. Это хороший плюс к пенсии, да и дома заняться нечем. Раз ты пенсионер, так что, лечь на диван или ехать на дачу в грядки? Мы тоже еще полны сил, хотим общения, хотим трудиться.
Андрей
— Я работаю простым рабочим, год как на пенсии. Буду уходить, тяжело. Вот специалистам легко работать и до 70-80 лет, а у нас здоровье не позволит столько трудиться. Придется жить на одну пенсию.
Екатерина
— Уже много лет я работаю специалистом по кадрам. Начальство просит, чтобы и не думала уходить. Некому меня заменить. Молодежь даже не пытается вникать, разбираться. Все хотят сразу высокую зарплату, а у нас, в культуре, в кадрах сразу получишь рублей 300. Все приходит с опытом.
Анастасия Живушко
Фото: © Белновости
[ampnode:author:info]