Психолог Андрей Кашкаров рассказал, что такое манипуляция

21.08.2023 19:39

Понятие-определение и понимание манипуляции – разные вещи.

Некие движения руками, скрытые за смыслом сего понятия конечно же не соответствуют смыслу, которое вкладывают современные люди, озабоченные защитой от- или противодействием манипуляторам.

Подразумевающийся в действиях манипулятора обязательный элемент скрытности совсем не главное. Манипулировать можно по-разному.

Но есть главные признаки манипуляции: осознанность – работа на результат, корыстное (для достижения собственных целей) использование чувств и эмоций другого, и давление на слабые стороны условной жертвы.

Последнее вполне сочетается с провокацией.

пара
Фото: Pixabay

Условный провокатор вовсе не отрицательный персонаж, равно как и условный графоман – все дело в контексте или в сути, подробностях конкретных ситуаций, явлений, - полагает психолог Андрей Кашкаров.

Строго говоря отрицательной коннотации вообще свойственен субъективизм оценок.

Если видите, что кто-то кого-то усиленно критикует, задумайтесь о причинах, и при анализе ситуации задавайте вопрос «а кому выгодно?», ибо «никто никогда не бьет мертвую собаку».

Следовательно, на все есть причины. Если человека публично оскорбляют, такие люди могут принимать ореол мучеников, но… сам оскорбляющий достоин пристального внимания для изучения мотивов, прежде всего.

Чтобы разъяснить ситуацию хотя бы для себя, наблюдайте за ситуацией по разным источникам, не только прямым сплетням – сегодня почти каждый человек оставляет в глобально сети цифровой след.

Так или иначе его начинают муссировать и комментировать, возникает определенный информационный фон, кому-то выгодный, но если пользоваться несколькими (чем больше- чем лучше) источниками одновременно, то «картина маслом» будет более верна, ибо у каждого человека есть и достижения, и достойные критики моменты – таковы все мало-мальски значимые личности – от заведующих детских садов до депутатов и президентов.

Относиться к этому надо спокойно.

Но… сообщаем это не просто так, а с намеком на то – как можно манипулировать общественным мнением относительно конкретных лиц – через комментарии, оценочные суждения типично их выдают под «никами», через паллиатив фактов, то есть неполных вырванных из контекста цитат, неточных данных, домыслов и сплетен.

Причем, чем значительнее влияние персоналии, тем больше о нем говорят разных мнений – а мнения – есть у каждого.

Другое дело, что гораздо лучше производить продукт, чем им пользоваться; это касается и информационного контента, но не всем такие возможности доступны.

Потрудитесь проанализировать и получится почти полная картина мирового устройства причем во всех сферах жизни, включая политику.

Чем значительнее влияние конкретного индивидуума, тем большие попытки манипулирования со стороны условно других он испытывает.

Итак, дадим нетипичное определение: манипулировать – это значит доcтупными, подчас небезупречными методами  нужных не афишируемых целей посредством создания давления на основе реальных или придуманных фактов и возбуждению реакции других лиц по отношении к конкретному лицу или даже сообществу.

Манипуляция популярна во все времена как метод воздействия на людей и их поступки, но всегда дурно пахнет, особенно когда бывает раскрыта.

Уйти от нее или исключить манипуляцию в социуме не получается в виду конфликта интересов и социального соревнования за блага, в том числе материальные. Чем меньше благ – тем меньше манипуляции и манипуляторов.

Последние могут проявлять себя скрытно. В этом проблематика явления. А главная подоплека всегда одна – ищете – кому выгодно то или иное действие, то или иное мнение или формирующаяся личностная, или групповая позиция.

Самая лучшая позиция против любой манипуляции – кардинальный «разворот» жизнедеятельности.

Монастырь не спасет, там тоже люди со всеми «вытекающими» явлениями человеческого фактора – это проверено.

Лишь одиночество в условной землянке с клопами полностью может избавить от последствий чьих-то манипуляций. Но этот случай слишком радикальный, не всем подходящий.

Именно поэтому таких философов как Григорий Саввич Сковорода единицы, а потребителей разного информконтента – миллионы, но даже это им не помогает.

Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса