Самооценка — это навык, прививаемый с детства. В процессе воспитания родители задают ребенку критерии оценки его "качественности" или "некачественности".
Психолог Святослав Райков рассказал, как повысить самооценку.
Бывает, что ребенка хвалят мало или не хвалят вообще, но при этом регулярно критикуют.
Это приводит к возникновению "эндогенной самокритики", т. е. когда внутри у ребенка появляется постоянное ощущение, что с ним что-то "не так", что он "недостаточно хороший".
И при этом, что именно нужно сделать для того, чтобы "стать хорошим", неизвестно.
Это изматывающее ощущение, поскольку оно уже не связано напрямую с оценкой конкретных действий, достижений или поступков человека. Оно существует само по себе, независимо от чего бы то ни было.
Любая мысль о будущем обязательно сопровождается ощущением, что "я не смогу", "у меня не получится".
Любая мысль о прошлом сопровождается ощущением, что "я недостаточно постарался", "не смог", "не продумал все" как следует.
Любая ошибка или критика со стороны сильно ранит и усугубляет это чувство личной некачественности.
В первую очередь, нужно понять, что любая оценка всегда субъективна. И самооценка тем более. Это означает, что вопрос не в оценке, а в том, кто именно и по каким критериям оценивает.
Иначе говоря, один человек будет оценивать так, другой — иначе. Одному понравится, другому – нет. Нет никаких абсолютных критериев, одинаковых для всех.
Получается, что дело тут не в оценке как таковой, а в привитой с раннего детства уверенности в том, что человек недостаточно хороший.
Поэтому единственный эффективный способ изменения самооценки — это практика "игрового переобучения": человеку нужно научиться все время себя одобрять в игровой форме — за каждую мелочь, каждое действие, каждый шаг, каждый жест.
Он как бы "играет" в то, что он "самый лучший на свете". Тренирует в себе ощущение, что он "хороший".
Особенно важно, что в этом игровом формате самоодобрения речь не идет о чем-либо важном, за что себя следует одобрить. Речь не идет ни о достижениях, ни о чем-либо, чем можно гордиться.
Одобрять следует себя за любые действия, любые поступки, любое движение. Даже если ты делаешь что-то не очень хорошее! Например, съел два пирожных! То даже в этом случае ты все равно умница, потому что съел два, а не пять.
На первый взгляд, это выглядит как смешная глупость. Однако, как ни странно, примерно таким же образом формируется негативная самооценка: когда раздраженная, уставшая мать постоянно критикует своего малыша.
Просто такое вот проявление усталости и раздражения выбивающегося из сил человека, без всякой отчетливой логики. И чаще всего это совершенно непонятно ребенку — он еще слишком мал, чтобы связать свои поступки с материнской критикой.
Поэтому эту практику лучше делать в легком "игровом" формате. Поскольку тогда есть реальный шанс отвлечься от постоянно бубнящего внутреннего голоса в голове, который говорит, что "ты сейчас занимаешься ерундой".
И в таком формате человек должен провести достаточно времени для того, чтобы его внутренний голос перестал параллельно фонить привычным осуждением. И замолк.
Это происходит само собой — тогда, когда человеку становится весело себя одобрять за всякую ерунду. И в конце концов, он расслабляется и начинает в это по-настоящему, по-детски играть.
В этот момент он получает отчетливый субъективный опыт позитивной самооценки, начинает чувствовать себя "хорошим".
Этот опыт остается как яркое и необычное чувственное переживание. И если человек проявит настойчивость и продолжит практику в течение нескольких дней, его самооценка резко изменится в позитивную сторону. буквально на глазах.