Психолог Яна Рябец рассказала, как подготовиться и донести мысль

26.07.2023 12:31

Смысл сообщения в той реакции, которую оно вызывает.

Психолог Яна Рябец рассказала, как подготовиться и донести мысль.

Важно, каким образом сообщение воспринимается и понимается другими людьми и какие эмоции или действия оно вызывает у них.

Таким образом, смысл сообщения может быть определен только на основе реакции и восприятия собеседника. О чем это? Приведу пример.

Если вы хотите, чтобы муж помыл за собой посуду, и говорите ему: «Ты опять не помыл посуду, лежишь целый день на диване!», муж от такой «просьбы» встает, громко хлопает дверью и уходит подышать воздухом, то смысл вашего сообщения – обидеть, разозлить и обругать. И все.

картинка
Фото: Pixabay

Конечно, у вас тоже могут сдавать нервы, но поговорить с партнером об отношениях, попросить о помощи и поддержке – это другая история, никакого отношения к посуде она не имеет.

Давайте отойдем немного от семейных мыслей и смыслов, поговорим об общих правилах построения диалога, чтобы донести мысль до собеседника так, как вам хочется.

Во-первых, всегда пользуйтесь фактами и проверенной информацией, т. е. готовьтесь к разговору заранее, изучив тему и собрав необходимую информацию.

Это поможет вам быть уверенным и компетентным в своих высказываниях. Подготовка и донесение мысли — это ключевые факторы успешной коммуникации.

Во-вторых, постарайтесь говорить с позиции взрослого человека, т. е. максимально объективно и безоценочно. Используйте простой и понятный язык. Избегайте сложных терминов и специфической лексики, особенно если ваш собеседник или аудитория не знакомы с данной темой.

В-третьих, держите мысленно маячок в голове «ЦЕЛЬ». Определите цель вашей речи и ясно сформулируйте ее.

Это поможет вам ориентироваться в своем сообщении и донести мысль быстро и просто. Не отходите от темы и от цели разговора. Не забывайте, что способность донести мысль зависит от ясности и последовательности вашего изложения.

Наконец, не забывайте о потребностях, интересах и чувствах собеседника. Постарайтесь адаптировать свое сообщение не только под уровень ваших отношений, но и под жизненный опыт и стиль собеседника.

Всегда следите за вашими внутренними границами и за границами собеседника. Что приемлемо, а что нет. Что готов принять собеседник, а что вы? Не забывайте о себе, о своих потребностях и о цели разговора.

Сейчас, когда вы ознакомились с общими правилами, давайте расссмотрим несколько секретов, которые подойдут и в семейной жизни, и с друзьями и знакомыми, а также и с коллегами, и т. д.

1. Не обобщайте, не расплывайтесь, а будьте конкретными.   Это можно сделать, убрав из речи слова «никогда», «каждый», «все», «всегда». Ведь важно то, что вы говорите и думаете именно СЕЙЧАС.

2. Дополняйте, а не отрицайте. Этого можно добиться, когда вместо «но» вы говорите «и».

Например, вместо «Ты сделал это задание так, но я не согласна» лучше сказать: «Ты сделал это задание так, и я думаю, что можно еще вот так».

3. Не позволяйте человеку сказать вам «нет». Задавайте открытые вопросы, на которые можно дать развернутый ответ, чтоб получился диалог, который даст возможность донести мысль. Вместо «Ты это будешь делать?» скажите: «Как думаешь, когда у тебя будет время это сделать?»

4. Не обесценивайте мнение другого человека, а просто выскажите несогласие. Вместо «Что за ерунду ты говоришь?!» объясните, с чем вы не согласны: «Я не совсем согласна с тобой сейчас, так как думаю…».

5. Дайте собеседнику понять, что вы не требуете ответ или действия, а пытаетесь решить задачу или проблему.

6. Не принижайте себя. Не извиняйтесь за то, что завели этот разговор и отнимаете время, а поблагодарите за уделенное время и начинайте диалог.

7. Неожиданно, но вместо «Я» иногда стоит сказать «мы». Собираясь уговорить человека сделать что-то вместе, сразу переходите на «мы».

Беседа — это искусство, в котором каждое слово играет свою роль в создании гармонии и понимания.

Когда мы говорим с другими, мы не только передаем информацию, но и открываем двери к взаимопониманию и гармонии.

Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса