Во время путешествия авиалайнером создаётся ощущение, что самым главным гарантом безопасности является пилот, а затем бортпроводник.
Но есть и другие сотрудники, которые играют огромную роль в безопасности авиалайнера и пассажиров.
Нельзя забывать об авиадиспетчерах, работа которых очень сложна из-за высокой ответственности.
1. Есть несколько категорий авиационных диспетчеров, они работают с разными участками, попеременно от руления и старта со взлётом до посадки. Каждый из этих сотрудников выполняет одну работу и хорошо знаком с ней, разбивка сделана для облегчения процесса.
2. Работая сменами в особенной обстановке, диспетчеры часто разводятся и остаются одни. Диспетчер имеет привычку жить чётко по расписанию и никогда не терпит компромиссы или отказы, что сильно сказывается на семейной жизни.
3. Управление авиалайнером в основном на авиадиспетчерах, а не на роботизированной технике. Диспетчер уведёт судно от плохой погоды, поможет в управлении при малом количестве топлива или проконтролирует исправность связи.
4. Диспетчеры не всегда сидят на специальной вышке, расположенной в аэропорту. Например, сотрудникам, которые ведут основной полёт за пределами аэродрома, можно находиться за сотни километров от взлётной полосы. Правда, в данном случае необходима стабильная связь для постоянного анализа показателей приборов.
5. В кино можно часто видеть ромбики на экранах радаров. Это самолёты, они постоянно передвигаются, и главная задача авиадиспетчера — не дать сблизиться на расстояние менее 10 км, иначе это приведёт к катастрофе. Важно понимать, что 10 км современный авиалайнер преодолевает за 30-40 секунд, а если оба борта летят навстречу, время сокращается.
6. Авиадиспетчеры, отвечающие за посадку, взлёт и другие операции, которые выполняются на аэродроме, должны иметь хороший обзор. Благодаря реальной картинке, что происходит за окнами, намного легче контролировать рабочий процесс.
7. Профессия диспетчера не очень популярна и мало известна. О ней знают только в узких кругах специалистов, поэтому устраиваются сюда только те, кто хорошо знаком с работой авиации. Авиакомпании и учебные заведения часто предлагают должность диспетчера тем, кто по каким-то причинам не смог стать пилотом.
8. Авиадиспетчеры почти всегда общаются во время работы на английском языке. Но речь не разберёт даже англичанин, так как у диспетчеров свои фразеологизмы. Из-за этого речь звучит двусмысленно. Современные фильмы отображают некоторые фразы авиадиспетчеров, например, 7500 — это захват самолёта террористами, а Pan-pan — мелкие неприятности.
9. С годами диспетчер не замечает сложностей во время работы. По мнению авиадиспетчеров, лишь 5 % из общих случаев вызывает сильное волнение. В остальных случаях все действия отточены и выполняются на автомате. Зато первые месяцы волнение огромно, ведь одна точка на экране — это сотни жизней. Работник понимает, что каждая смена — это что-то новое, он не знает, с чем может столкнуться сегодня.
10. Каждая смена начинается с медицинского осмотра, после которого проходит инструктаж. Во время инструктажа сотрудник получает информацию о выданных рейсах, погоде и работе аэродрома. Приём дежурства записывается на камеру или диктофон, чтобы работники помнили каждую деталь.
11. Работа диспетчера хорошо оплачивается. Конечно, многое зависит от страны, например на Западе диспетчер гражданской авиации зарабатывает не менее 100-150 тысяч долларов за год. В России цифры меньше, но работа в данной области всё равно считается престижной и востребованной.
12. Рабочий день длится 8-9 часов за одну смену. Обычно сотрудник работает одну смену утром, вторую — днём, третью — ночью. В течение рабочей смены положен отдых 20 минут через каждые два часа. Далее даётся день на сон, и двое суток выходных. Но график всегда различается, это зависит от страны и работодателя.
13. Диспетчеры никогда не говорят слово «столкновение», его заменяют на «конфликтная ситуация». Благодаря такой формулировке у пилотов и других сотрудников не создаётся чувство тревоги. Кстати, мат во время общения также запрещён, он вызывает беспокойство, а это может привести к неприятным последствиям.
14. Стать авиадиспетчером может только очень стрессоустойчивый человек. Поэтому при поступлении на данное направление проводят специальные тесты. Абитуриентам придётся моментально определить время по часам, где на циферблате только стрелки. Или придётся распутать нарисованный запутанный клубок, быстро оценивая ситуацию взглядом.
15. Так как техника иногда даёт сбой, радиопередача может оказаться невозможной. На этот случай у диспетчера есть мощный лазер, лучом он подаёт сигнал пилоту на большие расстояния. Зелёный луч означает о возможности посадки, а красный о наличии помех.
16. Диспетчер следит за ромбиками на экране радара в ручном режиме, но также есть роботизированная система оповещения. После сигнала у диспетчера есть всего 45 секунд, чтобы оповестить оба борта об опасном сближении. Критические ситуации происходят редко, за это время экипажи успевают разойтись в небе. Кстати, современные самолёты имеют автономную систему оповещения об опасности столкновения, она всегда в приоритете.
17. Один авиадиспетчер одновременно наблюдает за десятью самолётами. Количество может немного разниться, но при ведении 13-14 авиалайнеров смена считается очень тяжёлой и напряжённой. Такую нагрузку могут позволить только опытным специалистам.
18. Диспетчер не виноват, что самолёт долгое время кружит над аэродромом и не может сесть, проблема в загруженности полосы. Также сотрудники не виноваты, что рейсы задерживают. Иногда случается, что топлива мало, а борт не может сесть из-за высокого трафика аэродрома, в таком случае самолёт летит в другой аэропорт.
19. Авиадиспетчеры имеют и некоторые преимущества, например, они могут покупать билеты по более низкой стоимости в любое время. Некоторые компании разрешают брать бесплатные билеты раз в год.
Для любителей всего таинственного тоже подходит работа авиадиспетчера, ведь они первыми узнают о неопознанных летающих объектах, сообщая информацию в вышестоящие органы. А такие случаи с НЛО встречаются довольно часто.
Фото: Pixabay