Куда бежать и где искать помощь, когда самооценка вот-вот достигнет предела плинтуса, а об уверенности в себе даже не идет и речи? Биться в истерике, обратиться к компетентному специалисту или пустить все на самотек?
И порой такой безобидный «недуг» может в буквальном смысле зарыть ваш талант, не дав оценить его по достоинству более широкой публике.
Поговорили с психологом и выяснили – можно ли всю жить прожить под девизом «У меня не получится».
Мила Русецкая – психолог, гештальт-терапевт, магистр психологических наук. На протяжении 12 лет Мила преподает психологию в Барановичском государственном университете.
– Почему у людей образовывается низкая самооценка?
– Хочу выйти за рамки традиционной идеи о прямой зависимости самооценки от похвалы родителей и раскрыть вопрос шире.
Начну с того, что самооценка тесно связана с представлениями о себе, так называемым образом Я.
Описывая себя, мы называем множество привычных нам характеристик: психологических, ролевых, статусных. Такой уникальный автопортрет основан как на объективном знании о себе, так и на субъективном мнении, т. е. может быть истинным и ложным.
При этом одни характеристики будут нам казаться более значимыми, чем другие. Например, для девушки красота и ум значимы больше, нежели роль младшей сестры.
Чем больше таких значимых характеристик содержится в самоописании, тем выше самооценка и позитивнее отношение к себе.
Иными словами, образ Я складывается из ответов на вопрос: «Чем я обладаю?», «Какой потенциал имею?». Функция самооценки выражается в критической позиции: «Какова ценность моего потенциала?». В итоге оценки формируется позитивное (самоуважение, гордость) или негативное (непринятие) отношение к себе.
Очевидно, что ребенок в силу возраста не может самостоятельно оценить свой потенциал, качества, способности. Однако дошкольник уже имеет образ себя и определенное отношение к себе. Задача взрослых – сформировать у ребенка позитивное самоотношение.
Как это сделать? Проявлять безусловную любовь, поддержку, признать право ребенка на разные чувства и состояния, создавать ситуации успеха, учить преодолевать трудности, хвалить, но не сделать его зависимым от похвалы. Так ребенок приобретает чувство защищенности, опору, что в будущем помогает сформировать устойчивую, адекватную самооценку.
И наоборот, постоянное пресечение естественного для ребенка поведения (не кричи, не бегай, не злись, не смейся) приводит к негативному отношению к себе.
Наверняка каждый слышал фразы: «Посмотри, дети с тебя смеются», «Сейчас милиционер заберет» и т. п. Такие воспитательные методы приводят к тому, что проявить себя в дальнейшем становится стыдно или страшно. А без проявления качеств, способностей и умений развитие потенциала невозможно. Так как самооценка не может найти адекватную опору в социальном пространстве.
– Как формируется самооценка?
– Самооценка формируется в процессе социализации, т. е. в процессе общения и совместной деятельности. Сначала ребенок общается с близким окружением, затем круг общения расширяется. В школе ребенок усваивает новую для себя роль ученика, взаимодействует с одноклассниками и учителями.
Но социализация – это не только общение. Главное – усвоение и последующее применение социального опыта.
Процесс социализации может осуществляться как целенаправленно, так и стихийно.
В первом случае родители, педагоги обучают нормам и правилам, поддерживают правильное поведение.
Во втором – между одноклассниками спонтанно возникают разные ситуации, на которые нет заранее подготовленной реакции.
Школьник в процессе такого взаимодействия приобретает свой уникальный опыт.
Таким образом, на самооценку школьника влияют не только успехи в учебной деятельности и оценки учителей, но и отношения с одноклассниками, статус в среде сверстников.
– Стоит ли вмешиваться в круг общения своего ребенка?
– Обычно родителям не стоит целенаправленно вмешиваться во взаимоотношения ребенка с одноклассниками. Невозможно вместо сына или дочери приобрести ценный социальный опыт.
Достаточно оставаться с ребенком в теплых, поддерживающих отношениях, чтобы в случае школьных неурядиц он мог опираться на свою семью.
Можно делиться с ребенком своим опытом – это сближает лучше, чем непрошенный совет.
Но бывают ситуации, когда вмешаться необходимо, например, буллинг, агрессия, отвержение.
Если ребенок часто пребывает в подавленном эмоциональном состоянии, испытывает страх, не имеет друзей, стоит обратиться к школьному психологу.
– Как долго можно жить с низкой самооценкой и что с ней делать?
– С низкой самооценкой прожить можно всю жизнь. Она не имеет угрозы для жизни, но очень влияет на ее качество.
Я рекомендую самооценку повышать, прокачивать свои ресурсы, укреплять опоры. Эти общие рекомендации можно дать всем. Но каждый человек уникален как в своих способностях, так и в проблемах.
Некоторым достаточно доказать себе и миру свою силу, чтобы поверить в себя: похудеть, разбогатеть, накачать мышцы.
Есть другая категория людей, которые знают о своей неуверенности и низкой самооценке, но не понимают, что с этим делать. Им без помощи психолога не справиться.
– Можно ли обойтись помощью онлайн-психолога?
– Чтобы не нарушать принцип конфиденциальности, я поделюсь отзывом, который добровольно оставила клиентка после прохождения курса.
«В начале курса я не знала, чего хочу в жизни. В процессе многое прояснилось, касающееся самооценки и того, чем на данном этапе жизни я хочу заниматься. Также появился план, повысилась вера в себя и свои силы, появилась энергия что-то делать, ожидание перемен. Конечно, предстоит ещё много работы, учебы, но за 21 день я сделала для себя больше, чем за последние 6 лет. Спасибо».
Эта девушка приобрела мой онлайн-курс. Даже если человек живет в городе, где нет практикующего психолога, можно получить помощь онлайн.
К слову, о результатах этой девушки: она определилась с тем, чем хочет заниматься, а сейчас я с гордостью наблюдаю, как она активно и смело продвигает себя в профессиональной нише.
Бороться или не бороться?
– Бороться с самооценкой, как и с привычками, или своими эмоциями в принципе не полезно – в этот момент человек начинает бороться с самим собой. Гораздо полезнее себе помогать, поддерживать лучшее в себе, хорошо к себе относиться, видеть свои достоинства и ценить их. А затем постепенно улучшать то, что пока не устраивает.
Виктория Черевако
Фото: из личного архива героини