Многие люди ассоциируют успешную карьеру с профессиями программистов, артистов и юристов. А что если ту самую успешную карьеру можно построить в сфере, к которой зачастую относятся скептически? Парикмахерское искусство – история не о том, как заработать легкие деньги из воздуха, а о труде и самоотдаче.
Анна с 6 класса знала: бьюти-индустрия – тот род деятельности, где можно полностью реализовать свой творческий потенциал. Получив образование художника-модельера в сфере парикмахерского искусства и декоративной косметики, девушка продолжает постоянно обучаться: около 2 раз в месяц посещает семинары и периодически проходит обучение у ведущих мастеров.
– Были ли случаи, когда сомневались в достаточности своих знаний?
– Да. Бывает, когда в очередной раз просматриваю «Инстаграм» своих кумиров, среди которых Наталья Баринова, Владимир Сорбашев и другие. Тогда понимаю, что не дотягиваю до их крутого уровня и записываюсь на ближайший мастер-класс.
Я люблю учиться. Многие не понимают, зачем постоянно обучаюсь, мол, и так все знаю. Да, знаю, но я еду за фишками, которыми никто не станет бесплатно делиться.
Какая-то фишка придаст «вкусную» нотку в окрашивании, другая – сработает на перспективу. Моим клиентам хочется чего-то нового. Поэтому мне всегда нужно быть на шаг впереди того, чего они захотят. У многих людей ключевой вопрос – цена. Мало кого интересует, какие бренды я использую в работе. К слову, за все время только пару человек спросили о моем образовании. Людям это не важно.
– Вам, как парикмахеру, больше нравится стричь или красить волосы клиентов?
– За все время работы делала и маникюр, и макияж, и прически. За последний год поняла, что именно в сфере колористики больше всего развиваюсь.
Люди приходят с желанием получить сложное окрашивание, при этом имея сложную базу, находящуюся на грани с миллионом цветов на полотне.
В таких случаях волосы следует хорошо почистить, ведь, как правило, девушка хочет стать пепельной блондинкой (смеется). Я обещаю человеку результат, поэтому несу ответственность за свою работу.
– Что Вам нужно узнать у клиента, прежде чем приступить к работе?
– Всегда провожу с клиентом небольшую консультацию, где оговариваю все моменты предстоящих изменений, интересуюсь его образом жизни, чтобы понять носибельность стрижки или окрашивания.
Так, если я сделаю сложную стрижку, которую женщина не сможет укладывать каждое утро, то грош цена такой прическе. Наверное, буду каждое утро икать от того, что меня она вспоминает недобрым словом (смеется). Или если клиентка с шикарными волосами ежедневно заплетает хвост, какой смысл делать ей сложное окрашивание? Многие приходят к парикмахеру с красивыми картинками из «Инстаграма».
Однако чаще людям нравится не прическа или окрашивание на фото, а красивая девушка на нем. Считаю, что для каждого человека необходимо придумать образ, подчеркивающий его индивидуальность.
Помню случай, когда человек приносит свою фотографию 15-летней давности и говорит: «Хочу вот так!». Но дело не в той стрижке и цвете волос, а в возрасте.
Человек не понимает, что уже лицо не то, волосы не те. В таких ситуациях стараюсь деликатно объяснить, какой вариант на сегодняшний день ему подойдет больше.
Обычно клиенты сами спрашивают совет парикмахера. Бывает настолько доверяют мастеру, что позволяют ему делать все на свой вкус. Такое доверие всегда приятно, но все равно необходимо обсудить, каких же изменений придется ожидать.
– Кто составляет большую часть Ваших клиентов?
– В основном работаю с женщинами. Самый сложный момент – разобраться, чего они хотят на самом деле. Обычно бывает так: эмоции и настроение берут верх, и тогда клиентки говорят одно, думают другое, а на картинке показывают третье.
У меня много постоянных клиентов, с которыми мы уже сдружились с течением времени работы.
Я настолько хорошо знаю этих людей, что могу заранее отличить их временный порыв перекраситься от истинного желания как-то видоизмениться.
– У Вас есть собственная бьюти-студия. Какого придерживаетесь принципа работы с клиентами?
– В своей студии парикмахерские услуги предоставляю только я. В этом есть и минус, и плюс. Всегда работаю только с одним клиентом.
Нет такого, что один человек сушит волосы, другого я стригу, а третий сидит с фольгой на голове. Скорее всего, человеку будет неприятно, когда на него в таком виде смотрят посторонние.
Я не могу себе позволить доставлять дискомфорт клиентам, которые, кстати, любят мой подход.
Для меня важна пунктуальность. Когда клиент опаздывает, нервничаю, потому что не могу себе позволить задержать другого человека. Постоянные клиенты знают это и стараются не опаздывать.
– Вы разговариваете с людьми?
– Все зависит от желания клиента. Многолетний опыт научил чувствовать людей. Нет определенных критериев, по которым определяется, хочет он поговорить со мной или полистать «Инстаграм».
Когда человек открыт к общению, это сразу видно. В любом случае мы хорошо проведем 2-3 часа вместе, где я не стану мешать его желанию поболтать или побыть в тишине.
– Когда больше всего клиентов?
– Пик – канун Нового года. Так как у меня много не местных клиентов, то они уже просят записать их на 30 декабря (смеется). К счастью, яркая сезонность клиентов за последние годы пропала.
Раньше считали так: «Раз я хожу в шапке, волосы красить не нужно». Сейчас такого намного меньше, так как люди привыкли следить за собой. Кстати, есть такая закономерность: весной все, даже брюнетки, хотят стать светлее, а осенью и зимой – наоборот.
– Что Вас вдохновляет?
– Меня вдохновляют люди. Вы не представляете, насколько все разноплановые личности! Есть люди, которые приходят с негативным настроением.
В этом момент у меня срабатывает интерес – попытаться найти с ними общий язык. Думаю, это удается. Встречаются люди с тяжелой энергетикой: все прошло хорошо, клиент доволен, а внутри состояние усталости и опустошенности.
А бывают настолько легкие люди, что, несмотря на активную работу в течение дня, хочется работать еще и еще.
Часто приходят девушки, у которых в жизни что-то случилось и они решили кардинально поменять имидж. Не зря говорят: «Все начинается с прически».
Они встают из парикмахерского кресла новыми, вдохновленными и уверенными. Понятно, что внешность изменилась, но и внутри что-то поменялось.
Это проявляется в их жестикуляции, взгляде, в том, как они смотрятся в зеркало и фотографируются. За этим очень интересно наблюдать.
– Какой у Вас график работы?
– Бывают периоды, когда нет выходных, но это меня абсолютно не напрягает. Я люблю свою работу. Обычно рабочий день начинается в 8.00-9.00 утра, а заканчивается не раньше 21.00 часа вечера.
Иногда утро начинается ночью. Помню, в начале этого года зарекалась, что отныне буду работать с 10.00 до 19.00 часов и с двумя выходными. Честно, еще ни разу так не работала (смеется).
Часто мне задают вопрос: «Неужели тебе не надоело?» Нет, мне в кайф! Выходной, проведенный дома без работы, – впустую потраченное время.
В такие дни не чувствую себя отдохнувшей и скучаю по работе. Во время работы тоже прослеживается определенный график. Например, процедура окрашивания занимает 2-3 часа. Поэтому за день успеваю поработать с 5-6 людьми, записанными на определенное время.
– Плюсы и минусы работы?
– Единственный минус в работе парикмахера – нагрузка на здоровье. Каждый день много часов подряд мастер работает стоя, вдыхает пары химических составов, а корпус всегда наклонен вперед, что вызывает некоторые проблемы с позвоночником.
Все остальные моменты в моей работе приносят кучу положительных эмоций и являются бесспорным плюсом.
– Самый большой страх парикмахера?
– Отсутствие знаний, хотя многие этого не боятся…
– Верите в приметы в Вашей сфере?
– Стричься на растущую Луну, беременным нельзя красить волосы и тому подобное – этому не верю, в отличие от некоторых клиентов.
В одно верю точно – в легкую и тяжелую руку мастера. Мои клиенты говорят, что у меня легкая рука. Был случай во время учебы: меня подстриг одногруппник, после чего волосы остановились в росте.
– Максимальное количество фольги, которое уходило на одно окрашивание?
– Восемьдесят метров! Тогда были длинные и густые волосы, которые готовились к сложному окрашиванию.
Всегда очень много фольги уходит на поврежденные волосы, которые представляют собой сложное полотно, где сверху – выбеленные пряди, а разворачиваешь внутри, а там целая история.
В таких случаях необходимо выбирать чуть ли не по волоску и заворачивать в отдельный кусок фольги с разными составами, так как везде разные волосы. За 1 рабочий день уходит 2 больших мусорных мешка с фольгой.
– Почему результат от покраски волос в домашних условиях чаще всего отличается от салона?
– Процесс окрашивания зависит не только от красителя. Обычно люди нарушают пропорции смешивания и время выдержки, так как любят все делать «на глаз».
Несмотря на то, что по итогу своего многолетнего опыта интуитивно понимаю, сколько грамм выдавила из тюбика, все равно всегда взвешиваю на весах. Мой глаз наметан, но я не могу доверять ему настолько, чтобы нарушать химический процесс. Зачем изобретать велосипед, если за нас уже все продумали?
– Правда, что в некоторых салонах красят волосы по 7 часов?
– В салонах класса люкс по регламенту не положено краситься меньше. Когда человек за окрашивание платит больше $600, не может мастер за 2 часа справиться с работой: слишком подозрительно будет! Как-то раз моя клиентка из Стамбула рассказала, что в Турции парикмахеры красят волосы по 8 часов. За это время клиенты успевают и поесть, и попить несколько раз. Так уж принято.
– Каким мастером Вы были в начале карьеры?
– Иногда смотрю свои старые работы и становится смешно. Но это хорошая реакция, потому что в этот момент ощущаю свой рост. Все с чего-то начинали.
До сих пор помню, как во время моей учебы на 3 курсе было очень много практики и к нам приходили с улицы люди, которых мы бесплатно стригли и красили. Тот момент, когда ты стрижешь 3 часа одного человека, а он, бедный, уже весь изнемогает!
– Что можете сказать о нынешней конкуренции в сфере красоты?
– Конкуренция огромная: все растет как грибы после дождя. Многие идут в эту сферу за легкими деньгами, совсем не понимая всей ответственности и сложности.
Зачастую среди таких людей встречаются мамочки в декрете, те, кто потерял работу и бьюти-индустрия первое, что пришло на ум. Или те, кто сидел дома и спонтанно заказал с «Алиэкспресс» лампу для маникюра, после чего гордо возомнил себя мастером маникюра! Эта сфера очень сложная, но многие считают это простым ремеслом.
Не зря же люди учатся годами, прилагают уйму усилий, временных и финансовых затрат! В ходе работы появляется очень много нюансов.
Для человека с опытом неисправимых ситуаций не существует, так как он знает, как исправить любую ошибку. Новичкам сложнее, так как каждый клиент чувствует, что мастер еще «зеленый» и неуверенный: тогда их отношение меняется не в лучшую сторону – больше претензий и недовольства. Таким людям сложнее, так как требуется опыт, который нужно где-то взять и наработать.
И этот опыт должен быть получен не на папе с мамой, а на абсолютно незнакомых людях, чтобы груз ответственности стал намного больше.
– В чем секрет Вашего успеха?
– Не могу сказать, что я успешный человек, так как есть всегда к чему стремиться, чего мне безумно хочется. Главное – заниматься тем, от чего получаешь кайф.
Не было ни одного дня, когда бы я пожалела о том, чем занимаюсь! Если человек не может определить, что ему нравится, нужно искать себя, пробуя новые сферы. Чем раньше он это поймет, тем больше шансов на успех.
– О чем бы Вы хотели предупредить начинающих парикмахеров?
– Не стоит ничего бояться: общайтесь, учитесь, экспериментируйте. Необходимо постоянно обучаться, набирать опыт и иметь личный интерес к работе. Все обязательно получится, если парикмахерское искусство – то, чем вы действительно хотите заниматься.
Катерина Ходан
Фото: © Белновости