Жизнь человеческая, особенно в её коллективных формах, исполнена парадоксов. Патриоты, торгующие родиной направо и налево, кровавые борцы за мир, солдаты свободы с дубиной и кляпом наперевес. Всё это было и, увы, будет. Оруэлл со своим хрестоматийным «свобода — это рабство» здорово угадал.
Дубины у наших солдат свободы пока нет, но кляп уже появился. На днях они провели в столице Беларуси грандиозную пиар-компанию только-только открывшегося барбершопа «Чекист».
Да-да, «Чекист». Мы не знаем, почему затейливые минские цирюльники дали своему заведению именно такое название. Может быть, там крутят фильмы про Штирлица или постригают мефистофельские бородки под Феликса Эдмундовича Дзержинского; а может быть, посетителям просто наливают по чекушке.
В любом случае, в демократической стране разрешено всё, что не запрещено. Какое выбрали хозяева название, такое выбрали — их бизнес, их дело. Не нравится — не ходи, голосуй ногами, банкроть супостата. Можешь даже открыть через улицу конкурентную парикмахерскую под названием «Враг чекиста» или «Долой чекиста», и переманивать клиентуру.
Но воины света, воины добра мыслят не так. Они мыслят запретительными категориями. Поэтому девятого января два «активиста» вторгаются в этот самый «Чекист» с корреспондентами, плакатом, который всё норовят где-нибудь повесить, праведным возмущением и особо ценными указаниями.
Согласно этим указаниям, владельцы парикмахерской обязаны немедленно сменить её название.
«Мы предложили им провести голосование по новому названию в социальной сети. Можно выбрать имена людей, связанных с Минском, различными историческими местами, — милостиво разрешил владельцам парикмахерской один из активистов. — Надеемся, что всё благоразумно решится».
Народ в этих самых социальных сетях ведёт пламенные дискуссии: этично или не этично называть спорным словом место, где стригут бороды. Вы же не называете свою парикмахерскую «гестаповцем», как сказал один из активистов.
Это, конечно, заметим вскользь, чистой воды передёргивание. Чекисты — не только репрессии, но и восстановление страны после разрухи, борьба с преступностью, разведка и контрразведка, без которых не обходится ни одно государство.
История советской спецслужбы, ставшей одной из самых профессиональных и влиятельных в мире, богаче и продолжительней, чем история спецслужбы нацистской, да и знак равенства между советским и нацистским режимом может ставить лишь очень ангажированный человек, даже если речь идёт о самом неприглядном и жестоком сталинском периоде.
Да, террор в сталинском СССР имел грандиозный размах. Да, тайная полиция просто в силу своей специфики должна была участвовать в его организации на всю катушку. Но только ли она несёт за это ответственность?
Вот ведь в чём парадокс: идеологически террор и репрессии обеспечивали именно истероидные горлопаны вроде нынешних «активистов», всегда готовые, брызжа негодованием, заткнуть ближнему рот за несоответствие единственно правильному мнению.
Именно в этом и есть корень проблемы, а вовсе не в том, хорошее у цирюльни название или нет, и именно поэтому все интернет-дискуссии о нём выеденного яйца не стоят. Дело не в названии, дело даже не в исторической роли чекистов в развитии общества — её можно и должно обсуждать вне зависимости от названия парикмахерской, и обсуждать придётся долго: хватит аргументов и за, и против.
Дело в свободе мнений, приятных вам или нет, на которую никто не вправе посягать. Сегодня потребуют убрать неугодное слово с вывески брадобрея, а завтра заставят всех отпустить бороды или, наоборот, побрить. Тоталитаризм начинается именно с таких маленьких табу, именно согласие с ними делает его возможным. Это потом уже его можно внедрять системно, с помощью партий или тех же спецслужб.
Так вот, у нас двадцать первый век, а не первая половина двадцатого. Пусть вам трижды не нравятся чекисты — это не повод поддерживать визгливых активистов с их запретами. Запретов быть не должно, спорные вещи должны дискутироваться, ну а что касается чьего-то бизнеса — здесь хозяин барин, обсуждать нечего, дело его личное, как этот бизнес называть.
Не стоила бы эта история выеденного яйца. Не стоило бы делать рекламу ни неошвондерам, ни оригиналам-цирюльникам. Мы в этой цирюльне не были, не знаем, как там бороды стригут.
Но ведь тенденция. Люди даже не у власти, а уже вламываются к ближним с идеологическими требованиями. А если, не дай бог, действительно у власти появятся?
Паки и паки следует помнить: именно такие и работали в поте лица своего, нагнетая истерию, на всех уровнях в пресловутом тридцать седьмом году, вина за который лежит отнюдь не только на одних чекистах. И тот, кто мечтает заткнуть соседу рот, пусть лучше заткнётся сам.