«Я думаю, Нобель вращается в гробу, поскольку не предполагал таких последствий своей благотворительности»
"Мария Арбатова"
Итак, вокруг Нобелевской премии по литературе разразился громкий скандал. Все сопутствующие пороки – деньги, игра и секс идут рука об руку со скомпрометированной премией. «Удар под дых» самая престижная и крупная литературная премия в денежном эквиваленте получила благодаря стараниям любвеобильного шведского фотографа и режиссера Жан-Клода Арно. Именно он, как выясняется сегодня, десятилетиями обтяпывал свои делишки, прикрываясь комитетом.
Список инкриминируемых ему грешков, впечатляет. Во-первых, эта творческая личность оказался обычным грантососом. В тандеме со своей женой (которая является членом Шведской королевской академии, присуждающей Нобелевскую премию по литературе), Арно учредил в далеком 1992 году культурный центр «Форум». Этот центр существует на дотации от академии, которые впрочем, не доходили до пункта назначения, а оседали в карманах супругов. Данный факт следствие выяснило в юном месяце апреле.
Дотаций, присваиваемых в личных целях, семейной паре оказалось недостаточно и господин Арно начал активно «сливать» журналистам и букмекерам инсайдерскую информацию не только о новых членах академии, но и том, кто именно получит Нобелевскую премию по литературе. Согласно проводимому правоохранительными органами расследованию, этой порочной практикой Жан-Клод Арно занимается аж с 1996 года. Кстати в этот «черный список» слитых литераторов попала и Светлана Алексеевич.
Ну и наконец, согласно сегодняшним веяньям, Арно инкриминируются многочисленные, на протяжении 20 лет, сексуальные домогательства к 18 сотрудницам Шведской академии. А поскольку 2018 год и конец 2017 года ознаменовался женским доминированием, ведь сегодня, благодаря Голливуду, они ощущают себя властителями мира, Арно скорее всего воздадут по заслугам, и он еще долго будет взирать на женский пол не только равнодушно, но и с опаской.
В любом случае, цепная реакция уже пошла, и ее не остановить. Король Швеции Карл XVI Густав, который является опекуном премии, находится в сильном расстройстве и не планирует обойтись простыми словами «понять и простить».
Члены шведской академии быстро и пока еще добровольно уходят в отставку, следователи и финансовые инспекторы, уйдут в отпуска не скоро, поскольку тонут в кипах улик, а шведские журналисты скорбно, но беспощадно и целенаправленно «льют масло в информационный огонь», выдавая один за другим заголовки такого типа: «С трудом можно представить, что все как-то наладится», «Похоже, что рушится Вавилонская башня»…
Впрочем, находятся и те, кто не намерен грустить, а напротив, призывает не замечать Нобелевскую премию по литературе. И надо сказать, что их доводы и причины справедливы и актуальны, едва ли не с года основания премии. Нобелевский комитет по литературе и без этих скандалов давно не только сильно зазнался, но и насквозь прогнил. Во-первых, смущают «правила игры» комитета по литературе. Они не прозрачны и неясны, во-вторых, премия отнюдь не является зеркалом мировой литературы. А ведь, должна им быть!
Во всяком случае, у Альфреда Нобеля задумка была именно такова. Тем не менее, лауреатами премии становились писатели, выбираемые скорее по политическим мотивам, а не по литературным дарованиям. И это, пожалуй, для репутации комитета является гораздо большим злом, чем какой-то сексуально активный мужчина, продающий имена будущих лауреатов как «горячие пирожки». Удивительно, но факт, лауреатом премии по литературе становился тот же Боб Дилан, но многие по настоящему великие литераторы, так и остались без шведских субсидий и грамот – Владимир Набоков, Хорхе Луис Борхес, Марк Твен, Лев Толстой, Антон Чехов, Умберто Эко, наш Василь Быков и сотни, сотни других…
На сегодняшний день все указывает на то, что в 2018 году вручение премии не состоится, ведь работа Нобелевского комитета по литературе парализована: впереди долгие разбирательства в суде, публичные порки и многочисленные раскаянья, возможно дождемся и принудительного лечения от сексуальной зависимости… Ну а призовые деньги пойдут на оплату услуг юристов – именем Нобеля.