Оформление садов в стиле барокко

20.08.2018 08:02
Обновлено: 13.07.2019 21:54

Изначально сад всегда был частью замка в стиле барокко. Речь идет не о приусадебном участке с луком, петрушкой, морковью и капустой. Конечно, и такие тоже были, но, скорее, не на видном месте. Речь идет о километровых парках и садах в стиле барокко в размере нескольких полей для гольфа. Например, парк Версаля занимает площадь более 700 гектаров.

Андре Ленотр – пионер садового искусства в стиле барокко

Сады в барочном стиле проектировались на чертежной доске и планировались садовыми архитекторами. Пионером этого вида искусства был Андре Ленотр, чьи идеи были настолько великолепны, что он – сын садовника – сделал успешную карьеру и стал личным садовником короля. Его шедевром стали сады Версаля. 

Сад понимался как просторная гостиная, как место, где жизнь протекала также как и в самом замке – только на открытом воздухе. Это имело свои преимущества: не тесно, даже если много гостей, свежий воздух и никаких залов, нагретых множеством горящих свечей.

Белновости
Фото: © Белновости

Кроме того, количество зрителей в собственном театре – гордости каждого принца – было ограничено, а в садах сотни и тысячи гостей могли насладиться демонстрацией на открытом воздухе перед специально построенными сценами.

В садах состоялись концерты, небольшие бои на озерах и, конечно же, организовывались огромные буфеты с невиданными деликатесами. И как изюминка в конце – гигантский фейерверк. 

Деревья, цветы, ручьи – все под контролем

В саду в стиле барокко ничто не могло существовать без контроля человека – ни дерево, ни куст, ни цветок. Человек обнаружил множество законов в природе и хотел публично продемонстрировать свои знания об этих законах. 

Барочные сады, построенные с линейкой и компасом, часто имеют одинаковые критерии и всегда – одинаковые элементы: ручьи и фонтаны, симметричные насаждения, тенистые аллеи, посыпанные гравием дорожки, каналы, каменные скульптуры, а иногда и лабиринт из живой изгороди.

Оранжереи для экзотических фруктов

Выращивание тропических фруктов, таких как ананасы, апельсины и лимоны, потребовало строительства специальных теплиц – оранжерей. Большие стеклянные поверхности и теплые полы обеспечивали свет и тепло даже в зимние месяцы.

Большой проблемой было непрерывное водоснабжение парка. Вода требовалась не только кустарникам и цветам, но и многочисленным водным объектам. Это было сложно, даже если, например, в парках Версаля и Марли были построены водяные мельницы. Много дорогостоящей воды просачивалось по пути через систему труб длиной в километр. 

Сад как гостиная под открытым небом

Большие фонтаны должны были выглядеть как перевернутые люстры. Капли воды в них вспыхивали при свете солнца, как в сверкающих хрустальных люстрах замка.

Творческая симметрия в клумбах, дорожках и скульптурах получила еще одну ссылку на интерьер самого замка: зеркало. С его помощью можно было раздвигать пространство. 

Производителям зеркал приходилось туго в их ядовитом производстве. Но зеркало не только усилило свет свечей и осветило комнаты – Людовик XIV создал свой «Зал Зеркал» и сделал его и сады отличительной чертой Версаля – они символизировали полное подчинение природы и чувственной красоты в высшем совершенстве.

Фото: из открытых источников

Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса