Изначально сад всегда был частью замка в стиле барокко. Речь идет не о приусадебном участке с луком, петрушкой, морковью и капустой. Конечно, и такие тоже были, но, скорее, не на видном месте. Речь идет о километровых парках и садах в стиле барокко в размере нескольких полей для гольфа. Например, парк Версаля занимает площадь более 700 гектаров.
Андре Ленотр – пионер садового искусства в стиле барокко
Сады в барочном стиле проектировались на чертежной доске и планировались садовыми архитекторами. Пионером этого вида искусства был Андре Ленотр, чьи идеи были настолько великолепны, что он – сын садовника – сделал успешную карьеру и стал личным садовником короля. Его шедевром стали сады Версаля.
Сад понимался как просторная гостиная, как место, где жизнь протекала также как и в самом замке – только на открытом воздухе. Это имело свои преимущества: не тесно, даже если много гостей, свежий воздух и никаких залов, нагретых множеством горящих свечей.
Кроме того, количество зрителей в собственном театре – гордости каждого принца – было ограничено, а в садах сотни и тысячи гостей могли насладиться демонстрацией на открытом воздухе перед специально построенными сценами.
В садах состоялись концерты, небольшие бои на озерах и, конечно же, организовывались огромные буфеты с невиданными деликатесами. И как изюминка в конце – гигантский фейерверк.
Деревья, цветы, ручьи – все под контролем
В саду в стиле барокко ничто не могло существовать без контроля человека – ни дерево, ни куст, ни цветок. Человек обнаружил множество законов в природе и хотел публично продемонстрировать свои знания об этих законах.
Барочные сады, построенные с линейкой и компасом, часто имеют одинаковые критерии и всегда – одинаковые элементы: ручьи и фонтаны, симметричные насаждения, тенистые аллеи, посыпанные гравием дорожки, каналы, каменные скульптуры, а иногда и лабиринт из живой изгороди.
Оранжереи для экзотических фруктов
Выращивание тропических фруктов, таких как ананасы, апельсины и лимоны, потребовало строительства специальных теплиц – оранжерей. Большие стеклянные поверхности и теплые полы обеспечивали свет и тепло даже в зимние месяцы.
Большой проблемой было непрерывное водоснабжение парка. Вода требовалась не только кустарникам и цветам, но и многочисленным водным объектам. Это было сложно, даже если, например, в парках Версаля и Марли были построены водяные мельницы. Много дорогостоящей воды просачивалось по пути через систему труб длиной в километр.
Сад как гостиная под открытым небом
Большие фонтаны должны были выглядеть как перевернутые люстры. Капли воды в них вспыхивали при свете солнца, как в сверкающих хрустальных люстрах замка.
Творческая симметрия в клумбах, дорожках и скульптурах получила еще одну ссылку на интерьер самого замка: зеркало. С его помощью можно было раздвигать пространство.
Производителям зеркал приходилось туго в их ядовитом производстве. Но зеркало не только усилило свет свечей и осветило комнаты – Людовик XIV создал свой «Зал Зеркал» и сделал его и сады отличительной чертой Версаля – они символизировали полное подчинение природы и чувственной красоты в высшем совершенстве.
Фото: из открытых источников