Однако потом выяснилось – что это ошибка.
- Мой отчим - словак. Приехал в Беларусь в августе. Как только объявили о том, что в стране вводится система платных дорог, мы приобрели прибор системы BelToll (специальное бортовое устройство, с которого списываются деньги и без которого нельзя ехать по платной дороге. - Ред.). Отчим провел в Беларуси полгода. За это время его несколько раз останавливали сотрудники транспортной инспекции - все было в норме. Счет регулярно пополняли, - рассказывает житель Крупок Александр. - Незадолго до нового года, 29 декабря, мы всей семьей уехали в Украину. На границе сдали прибор. Ведь планировали уехать на месяц - мало ли, потеряется, сломается, украдут… Нам вернули остаток со счета (около 200 тысяч рублей. - Ред.) и 20 евро залоговой стоимости. А на следующий день пришлось вернуться в Беларусь по рабочим вопросам. Сразу после прохождения границы, возле шлагбаума, нас остановили сотрудники транспортной инспекции. Проверили номера и… выписали штраф в 2150 евро! Мол, за дорогу не заплачено. Платить мы не стали. Во-первых, нет таких денег, а во-вторых, не понятно, за что? Машину отвезли на штрафстоянку за Брестом, каждые сутки которой обходится нам в 20 евро.
Оказалось, что когда мы покупали на заправке прибор, девушка, заключая договор, ошиблась в буквах номера машины. Вместо буквы S написала C. Я не понимаю, почему эта ошибка обнаружилась лишь через полгода? Нас ведь столько раз проверяли!
На следующий день после того, как машину забрали на штрафстоянку, Александр вместе с отчимом направили претензию австрийской компании. Через 15 дней оттуда пришел ответ на 30 страницах.
- Я изучил все документы, но так и не понял, в чем наша вина? – говорит Александр. – Мы заплатили штраф (2150 евро, - Ред.). Еще и штрафстоянка обошлась нам в 500 евро. Сейчас готовим документы и будем подавать в суд.
«Деньги за проезд списывались с несуществующего автомобиля»
- Я знаю об этой ситуации, - прокомментировал ситуацию начальник управления контроля на платных дорогах Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Александр Дашевич. – Хочу сразу уточнить, что мы не проводим каких-то специальных проверок. Контроль выборочный. Как фиксируется нарушение? Машина едет по платной дороге, проезжает рамки. Электронная система считывает с бортового устройства деньги за проезд. Если электронная система контроля считает транспортное средство нарушителем, проводится дополнительная проверка – уже вручную оператором системы ИООО «Капш Телематик Сервисиз». И только после этого информацию получаем мы. В этом случае бортовое устройство было, по сути, зарегистрировано на несуществующий автомобиль. Поэтому с устройства списывались деньги за проезд, но на номерной знак машины фиксировались нарушения. Так как поток нарушителей в начале ввода системы был очень большой, мы проверяли нарушения по информации с бортового устройства, а там их не было.
- Но ведь по сути человек не виноват в том, что кто-то неправильно записал номерной знак. Водитель официально приобрел устройство, заключил договор, вносил деньги за проезд по платным дорогам…
- Принимает претензии и разбирается в спорных ситуациях рабочая группа, куда входят представители ГУ «Белавтострада» (владелец системы), ГУ «Транспортная инспекция» и оператора. Претензия рассматривается в течение 15 рабочих дней (штраф нарушитель должен оплатить в течение 30 дней, - Ред.). Если ошибка признается, к нам приходит официальное письмо об отмене нарушения. Даже, если человек внес деньги, мы ему их вернем. За все время существования системы BelToll уже отменены более 14 тысяч нарушений! Но оператор проверяет все до мельчайших деталей. Например, вы установили бортовое устройство (на лобовое стекло, - Ред.), но не учли, что в автомобиле металлизированное стекло, которое не пропускает сигнал с рамки. В инструкции сказано, что при проезде через рамку бортовое устройство должно издавать один звуковой сигнал. Если его не было, по правилам, водитель обязан остановиться, позвонить на инфолинию службы поддержки и обратиться в ближайший пункт выдачи бортовых устройств. Так вот, проверяется даже то, звонил ли человек с вопросами. Если нет, то ошибку могут признать частично или не признать вовсе. В нашем случае ошибка сотрудника, который регистрировал бортовое устройство BelToll, очевидна. С другой стороны, словак подписывал договор и должен был его внимательно прочесть.
- Возвращаются ли деньги за штрафстоянку в случае признания ошибки? За 15 дней, пока идут разбирательства, набегает приличная сумма (по 20 евро в сутки, - Ред.).
- Нет, деньги за штрафстоянку не возвращаются. У Транспортной инспекции нет своих платных стоянок, и для сохранности транспортных средств мы иногда используем услуги третьих лиц. Но машина должна быть задержана как гарант оплаты. Ведь отдай пользователю машину, то он просто уедет и не вернется. Если идет работа с белорусским нарушителем, то с автомобилем вообще ничего не делают. Есть адрес собственника или владельца, ему и приходит акт нарушения по почте. Что касается машин с иностранными номерами, то они, как правило, в случае невнесения платы в увеличенном размере на месте, задерживаются и блокируются на бесплатных стоянках, а в редких случаях эвакуируются или сопровождаются на платные охраняемые стоянки.
- В СМИ то и дело просачиваются новости о том, что им выписывают большие штрафы. Часто иностранцы путаются с нашей системой платных дорог?
- Этот случай действительно не первый. Кто-то, приехав в Беларусь, не знает о системе ничего, а кто-то пытается ее обмануть. Была история с девушкой, гражданкой Литвы. Она на автомобиле с литовскими номерами ездила из Боровлян в Минск и обратно каждый день в течение двух месяцев и не знала о вводе системы, что привело к общей сумме платы в увеличенном размере - 6400 евро. Но это единичные случаи. В основном уполномоченные должностные лица останавливают транспортные средства с одним или двумя нарушениями.
Следует отметить, что в день сотрудникам Транспортной инспекции приходит от оператора примерно по 300 нарушений проезда по платным дорогам Беларуси. В декабре эта цифра равнялась 600, а в первый день работы системы было почти 8 000 нарушений. Сейчас зафиксировано более 120 тысяч нарушений за иностранными машинами. Всего нарушений на данный момент более 195 тысяч. Кстати, данные о нарушителях хранятся в системе три года.