Что делать, если ребенок зависим от гаджетов. Мнение эксперта

09.05.2020 11:00
Обновлено: 18.03.2023 17:48

Так ли страшна зависимость детей от гаджетов?

Как понять, что ребенок стал зависимым и что делать?

Рассказывает эксперт новостного портала БелНовости Юрий Вагин – врач-психотерапевт с 30-летним стажем, кандидат медицинских наук, директор психологического центра, автор 11 книг и нескольких десятков научных статей.

Как понять, что все плохо?

Взаимоотношения подростков с гаджетами, равно как и с любыми другими частями жизни, могут быть разными. Как понять, насколько эти отношения плохи, страшны или опасны? Отвечаю.

Есть три формы отношений с чем-либо:

дети

Первая форма отношений

Это нормальные отношения, такие, которые не приводят подростка ни к социальной,  ни к биологической дезадаптации, если коротко – то никак не мешают ему жить.

Гаджеты не мешают хорошо и отлично учиться, заниматься спортом, разносторонне развиваться, а еще и помогать родителям по дому.

Идеалистично? Нет – реалистично, и так бывает. Вы такие семьи не замечаете, потому что там счастье и здоровье, а они, как правило, незаметны.  

Однажды старенькая бабушка привела ко мне за руку внука – молодого парня лет восемнадцати, на лечение от игромании.

Бабушка переживала, что парень много сидит за компьютером и часто смеется в одиночестве.

Молодой человек сказал мне: «Значит так, доктор, давайте вы будете делать вид, что вы меня лечите, а я буду делать вид, что я лечусь – моей бабушке так будет спокойнее, а я ее очень люблю.

Она у меня темная и в компьютерах ничего не понимает».

Молодой человек несколько лет возглавляет российскую команду по одному из направлений компьютерных игр. Это дает ему большой ежемесячный доход и недавно его пригласили тренировать зарубежную команду.

Он успешно учится, и много времени проводит за компьютером.

Разговаривает и смеется он, конечно, с друзьями в сети, но бабушка отказывается это понимать, потому что с ее точки зрения это ненормально.

Нужно ли его лечить? Нет. 

Вторая форма отношений

Это злоупотребление гаджетами. Критерий диагностики очень простой.

В результате взаимоотношений с гаджетами у подростка два или более раза за последние шесть месяцев возникали нарушения социальной или биологической адапатции.

Если коротко: из-за гаджетов как-то пострадала его социальная или биологическая жизнь.

Он играл до утра и не смог пойти в школу, украл деньги, чтобы купить игрушку, заболел, потому что систематически не спит ночами и так далее.

Два или более раза за шесть месяцев, а не за шесть дней, запомните.

Третья форма отношений

Это зависимость. Вы невооруженным глазом видите, что ни социальное, ни биологическое существование подростка невозможно без постоянного взаимодействия с гаджетами.

Его настроение, сон, жизнь зависят главным образом от них. 

Во втором и в третьем случае нужно обращаться за помощью к специалистам и не тянуть с этим.

Но здесь есть еще одна проблема. До последнего времени мы ― психологи и психотерапевты, смотрели на проблемы подростковой гаджет- и компьютерной зависимости, как на явление часто встречающееся, распространенное, но явление переходное и временное.

Мы полагали, что есть основная масса подростков, которые живут обычной живой жизнью, общаются с живыми людьми, занимаются спортом, учатся, чтобы потом работать и участвовать в процессе созидания чего-то нового.

И есть незначительная часть подростков, которая отклоняется от нормального жизненного пути (такое поведение так и называется – отклоняющееся или девиантное) и наша задача вернуть их на нормальный путь жизни.

Но ситуация меняется у нас на глазах. Возможно, в скором будущем значительная часть молодых людей будет не востребована в производстве материальных ценностей и услуг.

Работа станет редкостью и дефицитом. Работающий человек будет восприниматься как такая же редкость, как космонавт или скульптор.

При этом подобная ситуация не приведет к социальной незащищенности подростков и молодежи, отсутствию у них средств к существованию и голоду.

Они будут жить на безусловное гарантированное пособие, им будет где жить и что есть. Но чем-то другим, нежели виртуальная реальность, заполнить свою пустую, как пластиковая бутылка, жизнь – им будет нечем.

Основная часть молодежи будет обречена на жизнь в мире виртуальной реальности. Они, собственно говоря, не очень и возражают.

Это мы, по-старинке, пытаемся оторвать их от компьютера и выгнать на улицу. Но они уже задают нам вопрос: что им там делать, ведь у них все есть тут.

В скорое время, для того, чтобы получить возможность хоть что-то делать в реальном мире, нашим детям придется не просто хорошо учиться, а дважды хорошо учиться и при этом еще и как-то извернуться, чтобы доказать свою полезность для невиртуальной жизни.

И возникает вопрос: а им это надо?

Представьте себе жизнь, где учить уроки не обязательно, ходить в школу можно как в кружок по моделированию, книги и фильмы ― отстой, можно с утра до вечера играть в приставку, слушать музыку, общаться в чате.

Папа вечером приходит домой, сажает вас за компьютер и говорит: «Поиграй еще сынок в «Контрстрайк», тебе нужно готовиться к взрослой жизни».

Возможно, мы ошибались, предполагая, что подростков нужно просто оторвать от компьютера, слегка подтолкнуть их к живой жизни, а попав туда, понюхав ее, попробовав ее, они уже сами там зацепятся. Все намного сложнее.

Чтобы наши дети закрепились в «старой» живой жизни, их теперь нужно готовить к ней с удвоенной силой (как космонавтов).

И есть еще вторая проблема. Возникает вопрос: а стоит ли вообще это делать?

Не превратимся ли мы в этом случае в какое-то подобие патриархальных сельских жителей, которые наблюдая как их дети, молодежь уходят «от земли» в город, ворчат и противятся этому, не понимая, что в этом "городе" может быть хорошего.

Фото: Pixabay

Дарья Васеко Автор: Дарья Васеко Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. Как понять, что все плохо?
  2. Первая форма отношений
  3. Вторая форма отношений
  4. Третья форма отношений