Друзья, замечали ли вы, какая удивительная складывается ситуация: с одной стороны, мы с вами живем в такое время, когда реальных внешних опасностей, будем честны, практически нет.
У нас вполне благополучная, обеспеченная жизнь.
Нам не угрожает нашествие динозавров. Нас не поджидают за углом тигры. И перед нами не стоит реальная угроза голода. Я сейчас не про Африку и Ближний Восток. При этом в обществе зашкаливающий уровень страхов и тревожности.
Подробнее об этом рассказывает эксперт сетевого издания "БелНовости" Ирина Алексеева - перинатальный и детский психолог, специалист по психосоматике.
Причем боимся мы зачастую не чего-то конкретного, а вообще. Ну, вдруг что-то случится? Вдруг мы заболеем и умрем? Вдруг мир рухнет? Что характерно: чем образованнее и умнее люди, тем более хитрые и замысловатые страхи они способны вообразить.
А для ума – это его базовая настройка – нет разницы между реальными событиями и воображаемыми. Поэтому мы получаем ситуацию, в которой 90 % опасностей в нашей жизни – теоретические, как говорят психологи – невротические.
То есть из серии: «Ну где-то и с кем-то вообще-то это возможно, а значит, реально опасно для меня». Особенно страшно жить родителям – ведь они отвечают за жизнь и здоровье детей, как тут не тревожиться!
Тем более, при существующем прессинге со стороны социума. А социуму всегда удобнее нагнетать страхи – тогда легче и приятнее управлять, диктовать и навязывать. В итоге незаметно произошла подмена понятий. Мы поверили в то, что обязательно надо так преобразовать условия жизни, чтобы гарантировать нашим детям максимальную безопасность.
Скажите, хотели бы вы, чтобы ваш ребенок вырос активным, самостоятельным, ответственным, сильным, смелым, способным к любви и состраданию, самодостаточным человеком? А как это можно реализовать без здоровой доли риска и свободного исследования мира?
Реально ли это в тепличных условиях максимальной безопасности? Давайте задумаемся, надо ли убирать из жизни детей естественные трудности, которые позволяют им расти и развиваться? Я сейчас не о том, чтобы устраивать детям специальные травмы и опасности.
Я о том, чтобы не застилать все окружающее пространство детей тоннами соломы. Смотрите, что произошло: у наших детей специальные тупые ножи, которыми нельзя порезаться. И пластиковые чашки, которые не бьются. Мы гордимся детскими площадками во дворах с мягким покрытием, на которых нельзя реально удариться.
Вооружившись идеей безопасности, мы наполнили реальный мир детей суррогатами и добились противоположного. Как раз это очень рискованно: жить в безопасности, а потом выйти в реальную жизнь, не имея естественного, а не отфильтрованного опыта. Есть еще один важный момент. Возможно, я кого-то расстрою, но не существует никакой внешней безопасности. От слова совсем.
Все, что угодно может быть опасным, если я не умею с этим обращаться. Чашка на столе может быть для меня опасной, если я не умею ее ловко взять (ронять чашки – обычное дело, случается со всеми). Лужа на полу в ванной комнате может быть для меня травматичной, если я не умею аккуратно падать (кто из нас не подскальзывался?).
Лестница на детской площадке может представлять для меня угрозу, если я не умею здраво оценивать риски и рассчитывать свои силы. Да и разве мы можем технически исключить все риски в жизни? А что же тогда есть, если никакой объективной безопасности нет?
Есть только умение действовать в опасности, умение обращаться с опасными предметами, доверие себе и здоровый, разнообразно тренированный организм. Удары, ушибы, раны и падения – факты нашей жизни. И главная задача родителей - помогать переживать все это, сохраняя уверенность в себе, и доверие тому, что мир в целом безопасен.
И по мере роста детей позволять им все больше – предварительно убедившись, что они справляются с уровнем поставленных задач. Простой жизненный пример: когда малыши 2-3 лет учатся лазить по лесенкам и шведским стенкам, родители зачастую поддерживают ребенка за спинку и помогают переставлять ноги и руки.
Дети быстро к этому привыкают и рефлекторно перестают меньше рассчитывать на свои собственные силы и ждут родительких рук. Взрослые облегчают детям задачу из лучших побуждений - и оказывают медвежью услугу.
Для ребенка и его подлинной безопасности очень важно уметь встречаться с реальными вызовами жизни и учиться осознавать свои подлинные ощущения, чтобы в дальнейшем понимать границы своих сил и возможностей.
Мы можем показывать – в уместных ситуациях – как обходиться с опасными предметами или как поступать в том или ином случае, не запугивая, а просвещая, как МОЖНО, а не как НЕЛЬЗЯ.
Любознательность детей – это двигатель развития, ее вредно, да и невозможно блокировать, потому что рост не остановишь, наши дети – живые! А вмешиваться стоит тогда, когда происходит реальная угроза жизни или серьезной травмы.
По мере роста взросления детей, их уровень самостоятельности и степеней свободы тоже должен расширяться. В какой мере – решать вам. Но решайте не из страха, а из любви.
Часто родителям при этом приходится столкнуться со своими личными страхами – что ж, тогда занимайтесь этим, работайте с собой!
Давайте не засорять жизнь своих детей своими предрассудками и ограничивающими убеждениями. Сохраняйте здравый смысл и растите свою смелость, дорогие родители!
Фото: Pixabay