Для того чтобы лучше понимать детей, важно знать основу их поведения.
Гипнотерапевт Антон Реджебов рассказал, как правильно общаться с ребенком.
Она заключается в том, что дети эволюционно заточены на привлечение внимания. Перенесемся в доисторические времена, в какое-нибудь племя наших древних предков.
Ребенок, на которого не обратили внимания и забыли где-нибудь в саване, скорее всего не выживет: его съест хищник или случится что-то нехорошее. Этот эволюционный багаж дети сохранили до наших дней.
Потому что более миллиона лет насчитывает история древних людей, а история сытого и благополучного общества составляет всего несколько сотен лет.
И все те инструменты, которые природа дала нам для выживания, уже не нужны и не важны, но они в нас есть.
Поэтому у ребенка встроена программа: для него критически важно удерживать внимание самых значимых людей - это внимание родителей.
И достигается это любыми способами - дети здесь за ценой не постоят.
Поэтому когда родитель долгое время не обращает внимания на обычное поведение, просьбы поиграть или что-то совместо сделать, ребенок старается привлечь к себе внимание - плачем, криками, истерикой. Для него лучше даже негативное внимание с точки зрения эволюции, чем никакого.
Из этого вытекает два основных закона воспитания детей и общения с ним.
Первый закон: намного больше внимания уделять хорошему поведению, нежели плохому.
Нужно буквально научить себя игнорировать нежелательное поведение, причём не время от времени, а на постоянной основе и подкреплять желательное. Говоря по-простому - больше хвалите ребёнка.
Хвалить тоже нужно уметь! Мы с коллегами всё чаще сталкиваемся с тем, что не все родители хвалят или умеют хвалить.
Некоторые считают это необязательным или вовсе стесняются этого. Чаще всего этих людей не дохвалили в детстве, поэтому я с радостью делюсь с вами шестью правилами эффективной похвалы.
1. Хвалите за конкретные дела. То есть не “спасибо, молодец”, а “Спасибо, что вынес мусор”.
2. Выражайте свое личное отношение. Говорите о том, что именно вам приятно: “Мне понравилось, как ты убрал в комнате”.
3. Всё внимание должно быть на похвале и ребёнке. Не хвалите его, глядя в телефон или в телевизор, или, не дай Бог, из другой комнаты. Подойдите к ребёнку, присядьте и похвалите, глядя в глаза, чтобы он понимал, что всё внимание на нём.
4. Тактильный контакт. Если во время похвалы вы погладите ребёнка по голове или обнимите его - вы многократно усилите эффект.
5. Постарайтесь быть довольным и радостным. Бывают разные моменты: мы можем быть уставшими, но проявите свои актёрские качества. Потому что если вы хвалите ребёнка с кислым лицом, то это не даст эффекта, т. к. ребенок все отлично считывает.
6. Хвалить нужно мгновенно. Тогда у ребёнка выстроится связь между правильным поступком и приятными эмоциями.
Второй закон: мама и папа всегда действуют согласованно.
Ведь самая главная ошибка при воспитании ребёнка - это когда к нему идут противоречивые требования со стороны членов семьи. Например, мама разрешила, папа запретил, или наоборот: мама злая, папа добрый.
Хуже всего, когда это идёт мгновенно: мама разрешила, папа сразу запретил. Этим мы создаём у своего ребёнка шизофреногенную ситуацию.
Поймите, для любого ребёнка оба родителя - это высоко значимые объекты, по сути, Боги. И когда один Бог про одно, а второй - про другое, то даже у идеально здорового ребёнка можно развить психопатию.
Поэтому в какой-то момент, даже если вы не согласны с вашим партнёром, лучше всего скрепя зубами согласиться, а после - передоговориться “за кулисами”.
Но перед ребенком вам нужно выступать единым фронтом! Бабушкам и дедушкам тоже это расскажите.
Счастья вашей семье!