Кажется, что школьные будни должны быть наполнены радостью открытий, но для многих детей они превращаются в гонку с препятствиями.
Ребёнок жалуется на головную боль перед контрольной, теряет учебники или молчит, когда вы спрашиваете о школе.
Знакомо? Всё это — признаки стресса, который часто остаётся незамеченным.

Но как помочь, если традиционные «не переживай» и «постарайся» не работают?
Попробуйте… рисовать. Когда ребёнок чувствует тревогу, предложите ему взять цветные карандаши и изобразить то, что его беспокоит. Пусть это будут абстрактные линии или агрессивные зачёркивания.
Объясните: «Ты можешь перенести свой стресс на бумагу, а потом смять её или разорвать». Такой ритуал помогает «выгрузить» негативные эмоции физически, а не копить их внутри.
Ещё один неочевидный метод — сменить обстановку для уроков. Если ребёнок делает домашку за столом, попробуйте разрешить ему заниматься на полу, подоконнике или даже в палатке из одеял. Новое пространство снижает ассоциацию учёбы с давлением.
Скажите: «Давай устроим научный лагерь там, где тебе удобно». Неожиданная свобода выбора может разорвать связь «школа = тюрьма».
А что, если добавить в расписание «минуты глупости»? Например, перед началом уроков договоритесь: «Сейчас мы пять минут будем кривляться, как обезьянки, а потом сосредоточимся».
Смех снижает уровень кортизола — гормона стресса. Ребёнок научится переключаться между напряжением и расслаблением, а это ключ к управлению эмоциями.
И последний совет, который удивит: разрешите иногда… не стараться. Скажите: «Ты можешь получить тройку, и мы всё равно будем гордиться тобой».
Дети часто боятся не оценок, а вашей реакции. Когда они понимают, что любовь не зависит от успеваемости, тревога уходит, а мотивация возвращается.