«Вежливый ребенок» — понятие, в которое разные люди вкладывают совершенно различный смысл. Так же, как и понятие «воспитание», «воспитанный» многие понимают субъективно, по-разному.
Свои дети, они, конечно, часто вежливые и воспитанные, а чужие – при соответствующих проявлениях – оцениваются как «ошибка природы» или результат «педагогической запущенности».
Мы не раз писали о том, что оценивать те или иные события надо крайне аккуратно и осторожно и вообще желательно исключить такую привычку в собственном взрослом поведении, не давать деструктивного примера действий (и слов) своему ребенку. И все же вежливого ребенка воспитать вполне себе возможно, считает психолог Андрей Кашкаров.
Тема очень глубокая, однако коснемся двух-трех значимых моментов.
Чтобы воспитать вежливого сына или дочь, надо самому понимать, что такое вежливость, поэтому прежде всего ответьте себе на этот вопрос.
Деликатность как особая петербургская черта свойственна некоторым людям, но нельзя сказать, что одинаково обстоит дело в каждом доме и дворе.
В вежливости есть и такое смысловое качество, как предупредительность. А поскольку понятие о вежливости (и другие понятия) различаются (несмотря на то что дети одного возраста учатся примерно по одним образовательным программам), следовательно, и воспитательный процесс и его результат получается разным.
Есть люди, путающие бога и религию, и есть те, что формальные признаки вежливости (к примеру, привычку извиняться по любому поводу даже перед тем, как задать собеседнику вопрос) воспринимают как главные, в то время как фактически могут по «внешней вежливости» наносить значительные «невежливые» страдания другим людям, даже не подозревая об этом.
Чтобы отделить мух от котлет и привить взрослым осознанное понятие о корректной вежливости, необходима специальная культурная подготовка, которой систематически нигде нет.
Ребенок видит поведение взрослых, воспринимает его как пример и приобретает некорректный и формальный опыт так называемого «вежливого» поведения; затем в его взрослой жизни все повторяется сначала.
Таким образом, проблема воспитания вежливости прямо связана с проблематикой личной и коммуникативной культуры, и она имеет те же критичные черты, что и общество в целом.
Итак, чтобы воспитать вежливого ребенка, надо быть безупречно вежливым человеком самому для ежедневного примера.
На втором месте по факторам воздействия – «окультуривание», то есть познание тех источников, в том числе книг, которые дают соответствующие примеры в тексте или в иной наглядной форме – в искусстве кино и театра. А если книги и другие искусства являются «отражением реального времени» (иначе, по утверждению издателей, эти произведения якобы никто не купит), то дети воспитываются на тех источниках, что фактически есть, и недоумевают, если родительское поведение или действия сверстников выходят за рамки таких прививаемых небезупречных примеров.
Еще одним значимым фактором является воспитание детей в свете культуры выхода из конфликтов на примере корректной и вежливой научной дискуссии (то есть диспута, принятого среди уважительно относящихся друг к другу людей). Однако, чтобы иметь эти знания, нужно хотя бы иметь подобный опыт общения в соответствующих кругах.
Без этих составляющих воспитание культурного и вежливого человека невозможно, а то, что мы имеем сегодня, напоминает лишь паллиатив, отчасти соответствующий вежливому обществу по формальным признакам.
В виду рассмотренных условий и реальности удивляться тут нечему. Потому что недостаточно объявить ребенку «будь вежлив», «говори «спасибо» и «пожалуйста» и даже «можно выйти из-за стола?», «сиди ровно и не перебивай взрослых».
Сначала ребенок будет так вести себя из опасения вас расстроить или получить наказание. Но с возрастом поведение изменится, а вы все чаще будете впадать в ярость. Все это именно формальное воспитание.
А истинная вежливость основывается на внимательности к другим людям, в том числе к детям, желанию узнать о них и их интересах больше, к сотрудничеству во благо общей пользы и истины, а не социальному соревнованию за блага. Скажите, много ли вы видите примеров истинной вежливости сегодня?