Какие 10 фраз нельзя говорить детям

23.03.2023 13:12
Обновлено: 23.01.2024 20:27

Очень часто родители не задумываясь говорят слова и выражения своему ребенку. А ведь слово может нанести большой урон для психики и дальнейшего становления личности.

Представление ребенка о себе формируется именно исходя из слов, которые говорит взрослый.

Поэтому существуют фразы, которые детям говорить не следует:

“Не плачь, успокойся, ты уже взрослый” или “Мальчики не плачут”

Таким образом, запрещается проявление чувств, боль внутри будет копиться, проявляться в неврозах или агрессии.

Можно в этой ситуации: обнять, успокоить ребенка, обозначить его чувства (обида, злость, боль). Это поможет ребенку в дальнейшем оценивать эмоции, не бояться их выражать. Когда он станет взрослым, будет относиться к близким с чуткостью и вниманием.

семья
Фото: Pixabay

“Будешь плохо себя вести, тебя заберет дядя (полиция/ в детский дом пойдешь и т.п.)!”

Таким выражением подвергаются сомнениям слова взрослого, фраза повторяется, но ничего не происходит.

Ребенок понимает, что эти слова ничего не стоят и также может относиться к другим высказываниям взрослого. Особо впечатлительные дети могут реагировать страхами и ночными кошмарами.

Можно в этой ситуации: заинтересовать какой-нибудь игрой, отвлечь, предложить сделать дело вместе (испечь папе пирог/ нарисовать картину и др.).

“Папе не говори” или “Маме только не говори”

Подвергается сомнению авторитет взрослого, настраиваются друг против друга родители. Ребенок чувствует себя некомфортно и разрывается между близкими.

Можно в этой ситуации: если нужно, что-то скрыть – детей вообще не вмешивать. Если ситуация уже произошла, рассказать ребенку правду и почему важно сейчас, чтобы о тайне никто не знал.

“Ешь все, чтобы тарелка чистая была! Силу оставляешь!”

Самый верный путь к расстройству питания. Ребенок, возможно, уже сыт.

Можно в этой ситуации: пусть ребенок говорит сколько супа или второго хочет, тем самым научиться контролировать аппетит. После всегда можно положить добавки.

Существуют периоды, когда ребенок мало двигался, не был на свежем воздухе, не затрачивал много энергии, тогда у него нет аппетита и это нормально.

“Отдай, поделись, не жадничай!”

Тем самым нарушаются личные границы ребенка, чувства.

Можно в этой ситуации: на своем примере показывать – делится хорошо, играть вместе весело. Необходимо помнить, существуют моменты, когда нужно наоборот отстаивать свои права на личные вещи. В этом случае оказать поддержку и защиту ребенку.

“Смотри, мальчик (девочка, сестра и т.п.) это делает лучше, чем ты!”

Сравнивая ребенка с кем - либо, обесцениваются дела ребенка, личность. Он становится неуверенным в себе.

Можно в этой ситуации: лучше находить сильные стороны, мотивировать, поддерживать в новых достижениях.

“Сколько раз можно говорить! Ты же обещал/а!”

Детская психика подвижна, он живет здесь и сейчас. Требовать обещания просто бессмысленно. До 7 лет ребенку сложно регулировать поведение.

Можно в этой ситуации: учить ребенка думать, размышлять. Так он быстрее научится саморегуляции. Для простых задач: собрать игрушки, вымыть руки, заправить постель и др., привлекать игрушки – помощники, которые побуждают ребенка (“Зайчик просит прибрать игрушки”).

“Ты не сможешь, дай сделаю”

Обесценивается желание ребенка что-то делать, страдает самооценка. Опыт, который ребенок получает самостоятельно, очень важен для развития личности.

Можно в этой ситуации: поддержать инициативу, если что-то не получается дать совет. Часто бывает, родители куда-то торопятся, нет времени ждать, тогда нужно объяснить ребенку, а в следующий раз дать возможность сделать самостоятельно.

“Бери конфеты (игрушку, планшет) – только успокойся!”

Крик ребенка, истерика доводят взрослых до крайностей, то что некоторое время назад запрещалось - разрешается. Ребенок таким образом учится манипулировать.

Можно в этой ситуации: успокоиться, выдохнуть, постараться отвлечь ребенка. Важно, не менять решения. Ребенок поймет и примет правила, станет спокойнее.

“Что за руки-крюки, ты такой глупенький, ленивый и т.п.”

Часто родители говорят различные “эпитеты” ребенку, вешая ярлыки, формируя неправильные представления малыша о себе.

Можно в этой ситуации: ошибаются все люди, ребенок не раз от кого-то услышит критику в свой адрес. Родителям следует подчеркивать хорошие стороны и поступки: храброе сердце, светлую голову, быстрые ноги и т.п.

Ребенок верит родителям, словам, поступкам на интуитивном уровне. Информация, которая закладывается с детства - сопровождает всю жизнь. Поэтому родителям важно в своей речи давать правильные ориентиры.
 

Сергей Туманов Автор: Сергей Туманов Редактор интернет-ресурса


Содержание
  1. “Не плачь, успокойся, ты уже взрослый” или “Мальчики не плачут”
  2. “Будешь плохо себя вести, тебя заберет дядя (полиция/ в детский дом пойдешь и т.п.)!”
  3. “Папе не говори” или “Маме только не говори”
  4. “Ешь все, чтобы тарелка чистая была! Силу оставляешь!”
  5. “Отдай, поделись, не жадничай!”
  6. “Смотри, мальчик (девочка, сестра и т.п.) это делает лучше, чем ты!”
  7. “Сколько раз можно говорить! Ты же обещал/а!”
  8. “Ты не сможешь, дай сделаю”
  9. “Бери конфеты (игрушку, планшет) – только успокойся!”
  10. “Что за руки-крюки, ты такой глупенький, ленивый и т.п.”