Конфликты в общеобразовательной организации - закономерное явление, они неизбежны, как считают 77% учителей.
Ирина Емельянова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики образовательной деятельности Университета "Синергия" рассказала, почему дети ссорятся.
Школьники вступают в конфликты не только со своими сверстниками, одноклассниками, но и со старшеклассниками и учителями.
Из-за чего возникают конфликты у школьников и почему дети ссорятся
Среди различных причин учителя, например, начального общего образования, отмечают, что более конфликтно ведут себя дети, которые не справляются с учебной нагрузкой по сравнению с успешными сверстниками.
Такие дети стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые учебные затруднения, сопротивляются требованиям учителя, либо отказываются от выполнения заданий, в которых могут обнаружить свою несостоятельность.
В основе возникающих у них отрицательных эмоций скрывается конфликт между завышенными учебными притязаниями и неуверенностью в себе.
Последствия такого конфликта приводят не только к снижению успеваемости, но и к ухудшению состояния здоровья на фоне явных признаков школьной дезадаптации.
Конфликтовать и ссориться могут абсолютно все дети, но наиболее агрессивно и несдержанно ведут себя те школьники, которые претендуют на определенную роль или статус среди сверстников, для них чрезвычайно важно быть в центре внимания.
Их социальные притязания оказываются более завышенными и противоречащими реальной ситуации.
Детей, которые оказываются в постоянном конфликте со сверстниками, ученый Лидия Ильинична Божович называла «аффективными». Для компенсации своего плохого положения они привлекают к себе внимание, завоевывают симпатию и, таким образом, реализуют потребность в признании, повышают самооценку.
Для таких детей жесткие рамки требований школы оказываются слишком тесными для проявления их индивидуально-психологических особенностей.
Конфликты также могут возникать вследствие неумения детей договариваться друг с другом и адекватно выражать свои мысли, чувства и эмоции, т.е. вследствие коммуникативной безграмотности, которая появляется из-за отсутствия необходимых навыков общения, неумения взаимодействовать в сложных межличностных ситуациях (например, в процессе совместной работы), а также из-за низкого уровня к сопереживанию. Все это приводит к разочарованию и агрессии.
Конфликтность для младших школьников не является типичным и устойчивым личностным качеством, за исключением особо агрессивных детей.
Результаты исследований показывают, что большинство конфликтов возникает в диаде «Обучающийся - Обучающийся» (47,3%), «Педагог-Обучающийся» (21,6%), «Обучающийся – Классный коллектив» (15,8%), «Обучающийся-Родитель» (15,3%).
Как вести себя в подобных ситуациях родителям и учителям
В урегулировании отношений между участниками школьного конфликта взрослый человек может принять одну из моделей поведения: стороннего наблюдателя, третейского судьи или медиатора (посредника).
Стратегии разрешения конфликта в данных моделях выглядят следующим образом: для невмешательства - «проиграть-проиграть», для третейского судейства – «выиграть-проиграть», для медиации – «выиграть-выиграть».
Поэтому наиболее оптимальной является позиция взрослого как медиатора. Слово медиация происходит от лат. mediare – примирять. Родитель, либо учитель в роли медиатора оказывает активное позитивное влияние на процесс переговоров, учитывает и примиряет интересы и потребности двух сторон в конфликте.
Приняв позицию медиатора, взрослому необходимо помнить о следующих принципах переговоров:
- добровольности,
- конфиденциальности,
- сотрудничества и равноправия сторон,
- беспристрастности и независимости медиатора.
Если у ребенка появится ощущение того, что его мнение уважают, на него не пытаются давить и упрекать, а именно таким образом должны выстраиваться переговоры с взрослым в позиции медиатора, то школьник сможет открыто обсудить причины возникновения конфликта и варианты урегулирования сложившейся ситуации.
В современной школе педагог постоянно занимает позицию неформального медиатора при реализации функций классного руководителя, поэтому для успешного и эффективного осуществления воспитательной работы ему важно владеть медиативной компетентностью, что представляет собой готовность и способность выступать в роли посредника (медиатора) в переговорном процессе при разрешении конфликтов между участниками образовательных отношений.
В настоящее время в большинстве городов нашей страны медиаторами становятся школьники, осуществляющие эту деятельность в «Школьной службе примирения».
Это – орган ученического самоуправления, осуществляющий в школе посредническую функцию. Основная цель создания службы примирения заключается в снижении уровня конфликтности в школе и развития цивилизованных ненасильственных форм их разрешения.
Таким образом, школьные конфликты – это неизбежное явление и для того, чтобы подобные ситуации не оказали психологического влияния на дальнейшую жизнь детей, для их решения учителям и родителям необходимо приобретать навыки медиативной компетентности.