Для начала нужно понять истоки возникновения эмоций у детей.
Татьяна Виноградова, психолог центра психологической поддержки и психокоррекции Санкт-Петербурга, рассказала, как помочь ребенку справиться с эмоциями.
И здесь сразу открывается проблема многих родителей, которые принимают как данность проявление определённых детских эмоций.
Например, в магазине ребёнок закатил истерику, потому что хочет игрушку. А родители, чтобы он не плакал, купили ему эту игрушку, то есть признали, что детские эмоции имеют место быть.
На самом деле любой ребёнок – это чистый лист. Он пришёл в этот мир и не знает, как себя вести, он не знаком с этими эмоциями.
Откуда тогда берётся всё
Отец пришёл с работы злой или усталый. Ребёнок видит это, но он не знает почему и уже начинает привыкать к этой эмоции. Он не понимает её, но начинает использовать везде, потому что папа – это авторитет.
Или, например, мама боится, что ребёнок заболеет, что с работы уволят, что денег не хватит, что с родителями поругалась. Ребёнок тоже начинает переживать, бояться, он не знает причины этого.
Не понимает, что эти эмоции означают, но так как мама – авторитет, она испытывает эту эмоцию, значит, ребёнок тоже будет испытывать её.
Также дети постоянно проверяют границы, то есть им нужно понять, что можно вообще делать в этом мире, а что нельзя. Поэтому они прощупывают границы дозволенного излишним эмоционированием, криками, каким-то странным для нас поведением.
Кто-то из детей методом манипуляции своими эмоциями привык добиваться всего. Какой человек из него получится во взрослом возрасте, каким он вырастет? Ведь это может стать излюбленной, даже неосознанной стратегией поведения.
Но если мама ребёнку с трёх лет объясняет значение эмоций, что происходит, когда он чувствует радость, грусть или что происходит, когда боится, и на примере вместе с ним проходит эти этапы, то ребёнок начинает себя понимать.
Такой ребёнок точно не будет бесконтрольно истерить в общественных местах.
Как помочь ребёнку справиться с эмоциями, когда они уже захлестнули его? Мы сейчас не делим на возрастные периоды, даже если он уже взрослый, совершеннолетний. Здесь многое зависит от близкого человека, который видит эту эмоцию.
Очень важно, чтобы он не принимал её на себя, не заражался ею. Например, какой-нибудь агрессии или каким-нибудь безудержным горем, когда ребёнок просто плачет, машет ручками, топает ножками.
Взрослому человеку нужно понять, какую эмоцию он сейчас испытывает.
Это возможно, когда вас не триггерит детский плач, крик, когда вы не пытаетесь спасти ребенка, а понимаете, как взрослый человек, что это законно, что ребёнок может испытывать какие-то эмоции.
Еще необходимо внимательно выслушать ребёнка, спросить, что случилось. И когда вы слушаете, ничего не пытаясь добавить своего, то ребёнок свободно высказывает все, что у него накопилось. Иногда бывает, что нужно слушать молча.
В то время, когда ребёнок плачет, следует подойти и сказать ему, что понимаете его. При этом сохраняйте нейтралитет, то есть не поддавайтесь эмоциям, хоть и сострадаете, и переживаете изо всех сил. Главное чувство, которое должно быть в этом близком взрослом человеке, который успокаивает ребёнка, это чувство безусловной любви.
Ещё один способ или техника научить ребёнка справляться со своими эмоциями – это представить себя контейнером или хранилищем эмоций ребёнка. И предложить ему поделиться своими эмоциями с вами.
Сколько бы ему сейчас не было лет, его психика растёт, он зреет. Ему три года, пять лет или больше, у него постоянно происходят какие-то новые изменения в его организме, и он не понимает, как с этим справиться.
Просто представляете себя открытой ёмкостью, в которую можно положить эти эмоции: не забрать их незаконно, а взять на передержку, на хранение, чтобы помочь ребёнку.
Такой подход выстроит крепкие доверительные отношения между вами и ребёнком. Ведь это значит, что он может показать вам любые свои эмоции, проявлять и отдавать их, а не подавлять, тем самым разрушая себя.
И тогда вы заметите, что он не просто начнёт справляться со своими эмоциями, понимать их и себя, но и станет более осознанным в управлении тем, что с ним происходит.