Несмотря на то что проблемы, волнующие нас, индивидуальны для каждого человека, есть некоторые вопросы, которые вызывают отклик у большинства людей.
Юлия Кузнецова, психолог онлайн-платформы «Грань.рф», рассказала, какие проблемы волнуют подростков.
Причем эти трудности могут варьироваться в зависимости от возраста и других социально-демографических характеристик.
И подростки не являются исключением: многие из них сталкиваются с проблемными переживаниями, присущими этому возрасту. С чем могут быть связаны эти переживания?
Потребность быть в контакте с другими. Согласно культурно-историческому подходу в психологии, развитие человека подразумевает прохождение определенных стадий, которые различаются особенностями функционирования психики, социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, задачами развития.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. В этот период человек учится выстраивать отношения с окружающими: дружбу, любовь, сотрудничество и т. д.
Поэтому подростку важно чувствовать принадлежность к какой-либо группе.
Этим же объясняется феномен популярности различных субкультур у подростков: через объединение посредством внешних атрибутов развивается внутреннее единение, создаются социальные связи.
И если подросток ощущает себя изолированным, это может вызывать дисстресс.
Первая любовь. В продолжение первого пункта о развитии отношений. Подростковый возраст становится еще и периодом познания себя в новом формате отношений – влюбленности.
С одной стороны, это обусловлено биологическими изменениями в организме, пробуждающейся сексуальностью. С другой – потребностью в создании социальной связи, через которую можно узнать что-то новое о себе.
Поскольку самосознание также активно развивается в этот возрастной период, ответы на вопросы о том «какой я?» имеют важное значение.
Поэтому первая любовь, какая бы она ни была – взаимная или неразделенная, – такая особенная в нашей жизни.
Высокая интенсивность эмоциональных переживаний. Особенности подросткового возраста заключаются в некотором обострении определенных черт характера, а подвижность дозревающей нервной системы создает почву для более бурного эмоционального отклика на те или иные ситуации.
Подросток и правда чувствует все острее, чем взрослый человек, и может еще не уметь правильно обходиться с этими чувствами. И различные негативные переживания – злость, грусть, обида, разочарование и т. д. – также ощущаются острее.
В то же время подросток может не встретить понимания своих чувств со стороны окружающих, которым они могут казаться чрезмерными, что только усиливает негативные переживания.
Непонимание со стороны родителей и окружающих. В подростковый период человек стремится обрести самостоятельность в принятии решений, отстоять право на собственное мнение.
Это нормальный процесс сепарации, подготавливающий человека к отделению от родительской семьи для того, чтобы прожить собственную жизнь. Поэтому, например, подросток может протестовать против того, что считает несправедливым по отношению к себе.
Здесь же могут прослеживаться проявления юношеского максимализма. Со стороны родителя это может ощущаться по-разному, в том числе не встречать понимания.
Вместе с этим, поскольку подросток ищет ответы на вопрос «какой я человек?» и погружен в собственный мир эмоциональных переживаний, он может ощущать свою «непохожесть» на других, некоторую духовную изолированность от окружающих.
И это тоже нормально, ведь, чтобы обрести понимание себя, нужно сначала понять, чем я отличаюсь от других людей, чтобы в дальнейшем вновь быть способным увидеть, что меня с ними объединяет.
Принятие себя, собственного тела. Поскольку самосознание подростка еще достаточно неустойчиво, его самооценка также может быть подвижна.
Общаясь с другими людьми, устанавливая новые отношения, человек, во-первых, сравнивает себя с другими, а во-вторых, стремится быть привлекательным для того, чтобы вообще иметь возможность создавать новые социальные связи.
К этому добавляются стремительные внешние изменения, к которым подростку нужно адаптироваться. Поэтому вопрос принятия себя, своих недостатков и достоинств, своей внешней привлекательности становится таким важным.
Необходимость определиться с направлением жизненного пути, страх совершить ошибку при выборе. Вместе с этим социум ставит перед подростком свою задачу – необходимость определиться с направлением профессионального развития.
Выбор профессии, подготовка к поступлению в колледж или вуз, предстоящие экзамены и т. д. часто сопряжены с нагнетанием атмосферы, провоцирующим дополнительную тревогу.
Необходимость совершить первый важный жизненный выбор – сама по себе является достаточно сильным стрессом.
А когда он еще сопряжен с дополнительными внешними стрессорами, то это только усиливает тревожные переживания.