Вступил в силу закон "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь", который позволит развить в стране конкурентную среду. Так считает Ирина Наркевич, замминистра торговли.
"Создание дополнительных условий для формирования в Беларуси конкурентной среды - одна из основных задач документа", - отметила Ирина Наркевич. Также в законе содержатся нормы, которые направлены на защиту интересов малого, среднего бизнеса, потребителей и производителей, стимулирование развития добросовестных участников рынка.
Документом, в частности, предусмотрено, что для оптимального соотношения крупных магазинов и магазинов шаговой доступности торговая инфраструктура будет развиваться в соответствии с утвержденными исполкомами схемами. При этом исполкомы должны принимать меры экономического стимулирования строительства и размещения магазинов шаговой доступности, а также магазинов по обслуживанию малообеспеченных граждан.
Стационарные торговые объекты с торговой площадью 400 кв.м и выше, торговые центры и рынки разрешено открывать только в том случае, если они предусмотрены схемой. "Стационарные торговые объекты с торговой площадью до 400 кв.м, в том числе магазины шаговой доступности, организуются независимо от их наличия на схеме", - пояснила Ирина Наркевич.
Еще одна мера, направленная на недопущение монополизации рынка крупными игроками, - определение предельного значения доли, после достижения которой субъект торговли не сможет покупать или арендовать дополнительную торговую площадь в определенных административно-территориальных границах. Таким порогом устанавливается доля в 20%.
По словам Ирины Наркевич, в законе содержатся также нормы, направленные на борьбу с так называемой продажей полок ("входными бонусами"), когда одни субъекты хозяйствования имеют приоритетное право выкладывать свой товар на лучшие места в магазине. В частности, запрещается установление как в договорах поставки, так и в иных гражданско-правовых договорах вознаграждений за осуществление субъектом торговли любых операций, относящихся к торгово-технологическому процессу (разгрузка транспорта, приемка товаров по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, подготовка товаров к продаже, фасовка, выкладка товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажа товаров и обслуживание покупателей и др.).
Регламентированы сроки оплаты товаров в зависимости от сроков годности (хранения) конкретного вида товаров: при сроке годности менее 10 дней оплата должна осуществляться не позднее 10 дней со дня приемки; от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней; свыше 30 дней - не позднее 45 дней.
Запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе препятствовать доступу на товарный рынок или выходу из него других субъектов торговли и поставщиков товаров. Запрещается понуждать контрагента заключать договор на условиях о запрете на заключение договоров поставки с другими лицами, осуществляющими аналогичную деятельность, либо на аналогичных условиях; о снижении поставщиком цены товара до уровня, который при условии установления торговой надбавки к цене товара не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже иными субъектами торговли, и др.
Кроме того, законом предусмотрено, что фирменный магазин теперь может быть организован не только производителем, но и субъектом торговли, получившим право продажи товаров конкретного товаропроизводителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования производителя, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).