За прошлый год цены на бензин и дизельное топливо выросли на 20 %. За январь-февраль 2019 года – еще на 0,7 %. Об этом свидетельствуют данные Национального статистического комитета.
Многих белорусов интересует вопрос: как долго будет дорожать автомобильное топливо. Попробуем разобраться в этом.
Как известно, сырую нефть главным образом в Беларусь поставляет Россия – в 2017-2018 годах РФ поставила порядка 18 млн тонн энергоресурса. Предполагается, что и в нынешнем году будет такой же объем.
Вопрос упирается в «налоговый маневр» в России. Дело в том, что до 2024 года ставка экспортной пошлины на нефть в рамках маневра снизится с 30 % до 0 %. Однако повысят налог на добычу полезных ископаемых.
Беларусь, находясь в едином таможенном пространстве с РФ, получает от России нефть без пошлин. До нового налога (в ЕАЭС налоговая политика не унифицирована, поэтому пресловутый маневр реализуется Москвой самостоятельно) отечественные НПЗ получали доходы на экспорте нефти (без пошлин). Теперь им предстоит впервые за долгие годы покупать «черное золото» по мировым ценам.
Поскольку теперь не будет отсутствия пошлин, то исчезнет и конкурентное преимущество белорусских НПЗ. В бюджет не будет поступать большая часть таможенных пошлин. Будущие потери заводов, по крайней мере, на данный момент, компенсировать нечем.
Исходя из всего этого, Министерство финансов, изначально заложившее в бюджет 2019 года снижение топливных акцизов на 25 %, отказалось от этого. Недавно акцизы на бензин и дизельное топливо повысили (указ № 102 действует с 20 марта).
Реакция «Белнефтехима» на документ была незамедлительной – повышение оптовых цен на автомобильное топливо. Что касается розничных цен, то концерн по этому поводу заявил следующее:
«Тактика остается прежней: плавное, пошаговое изменение с учетом ценообразующих факторов — стоимости сырья, курса белорусского рубля и налогообложения».
Иными словами, цены продолжат расти.
Фото: © Белновости