Работа в коллективе: что нужно знать новичку

16.12.2024 15:22

Залогом успешной работы любой компании является сплоченный коллектив.

Конфронтация и разобщенность негативно влияет на общую трудоспособность и эффективность сотрудников.

Новичку может быть не просто влиться в уже сформированную рабочую среду и найти свое достойное место.

Важно помнить, что коллективная работа только тогда имеет результат, когда каждый ее член вносит свою посильную долю в решение общей задачи. Без взаимопонимания и взаимопомощи здесь не обойтись.

В коллективе существует разделение на роли. Определившись с ролью новичку будет легче занять место в команде.

люди
Фото: Pixabay

В большинстве существуют такие роли:

1. Исполнители, как правило, хорошо разбираются в порученном вопросе, усердно выполняют поставленные задачи и могут находить подход к остальным членам команды.
2. Креативщики всегда мыслят нестандартными категориями, от них исходить большинство новых идей и замыслов.
3. Роль лидера принадлежит харизматичным людям, которые умеют собрать коллектив, распределить роли и поставить задачи. Они заряжают мотивацией других и контролирует результаты работы.

Самая распространенная роль - исполнители. На рынке труда таких людей большинство. Это совсем не значит, что это плохая роль. Их труд оценивается достаточно высоко. Знания и опыт специалиста должен соответствовать занятому месту в команде.

А вот настоящего лидера не так просто найти. Такой человек должен направлять деятельность коллектива, но не присваивать себе его заслуги.

Работая в трудовом коллективе нужно придерживаться определенных правил. В основе поведения должен быть нейтралитет.

Иногда его сложно соблюдать общаясь ежедневно с разными людьми, но нельзя делить их на плохих и хороших. Участие в распространении сплетен гарантирует в будущем стать одной из сторон конфликта. Этого нужно избегать.

Новому сотруднику желательно первое время отказаться от высказываний в чей-то адрес в присутствии коллег.

Отличным решением будет больше слушать и отслеживать принципы поведения и общения тех, кто давно состоит в команде.

Умение говорить "нет" очень поможет в ситуациях, когда просят сделать то, что не входит в круг прямых обязанностей. В данном случае проявление доброты будет только во вред собственной работе.

Давать разного рода советы и рекомендации нужно только по просьбе других, так как проявленная инициатива воспринимается негативно.

Конфликт, вспыхнувший между сотрудниками, может проявиться в виде прямой или скрытой агрессии.

В такие моменты сильно снижается продуктивность работы. Проблемный член команды нарушает общую рабочую атмосферу и игнорирует все правила и устои в коллективе. С этим необходимо бороться.

Как правило, помогает серьезный разговор о правилах поведения в рабочее время. Обычно такие полномочия берет на себя лидер.

С точки зрения психологии практически любой коллектив можно сделать сплоченным. Штатный психолог или хороший руководитель могут это сделать преследуя следующие цели:

- формирование чувства одного целого;
- внедрение методик продуктивного взаимодействия и распределения приоритетов;
- психологическая разрядка сотрудников;
- укрепление авторитета и уважения к руководителю;

Подобные тимбилдинговые мероприятия происходят в непринужденной обстановке. Особенности проведения выбирают в зависимости от потребностей и нюансов коллектива.

Работа в команде не простая задача. Хорошие и слаженные трудовые коллективы могут быть результатом многолетнего труда их руководителей.

Попав в благоприятную среду, у новичка есть все шансы стать полноправным членом среди остальных работников. Но если преобладает агрессивная атмосфера, то в таком месте лучше не задерживаться, испытывать постоянные стрессы недопустимо.

Ранее я рассказывал, как преодолеть лень и сохранить мотивацию.

Виталий Кистерный Автор: Виталий Кистерный Главный редактор