Как перестать ругаться матом в семье (дома)

24.09.2024 13:00

Взрослые, дети и особенно подростки разговаривают с миром в том числе языком символов, соответствующих принятым условным нормам в культуре, актуальной для определенной группы с устоявшимися ролевыми ожиданиями.

Символы являются средством культурной идентификации. Их значение много лет назад при определенных условиях уточнил и обосновал Ю. Лотман.

Можно недоумевать о том, почему в общественных местах люди эпатируют других своим внешним видом, или отпускают словечки из ненормативной, обсценной лексики, говоря проще – ругаются матом.

Определение «бранный» к теме не очень подходит, так как в старорусском языке имеет совсем другое значение, с синонимическим понятием драки, борьбы. Частые матные слова и выражения в речи - это привычка, мода, традиция, и вызов, - считает психолог Андрей Кашкаров.

А также способ самовыражения и идентификации, позволяющий быстро найти единомышленников с теми же паттернами поведения и «языковой» стилевой коммуникативной системой. Все это отличительные элементы, которые для определенного круга лиц визуально свидетельствуют «я свой».

пара
Фото: Pixabay

Не всегда протест

Символы, по которым распознают друг друга приверженцы одной культуры (к примеру, молодежной) также являются выражением протеста. Но против чего? Тут надо разбираться в конкретных случаях — насколько он оформлен, обоснован конкретными людьми и обстоятельствами.

Иногда протест не несет в себе деструкции, и наоборот деструкция появляется, когда пытаются легкие формы протеста неавторитетные люди пресечь в зародыше.

Протест начинается с невнимания к нуждам личности или попыток игнорировать. Молодые люди и девушки, особенно в подростковом возрасте, к тому весьма чувствительны.

Уместно предостеречь отдельные, особенно «кипящие» головы от желания «простых решений» — запретить и критиковать; ибо вам — «ответят». Подростки знают – как. В любом случае критик должен быть авторитетным. Чтобы быть авторитетным — надо знать людей и их культуру. Тогда — да, можно регулировать и разговаривать «на равных».

Однако, проще всего навешивать ярлыки «маргинальный» (и др.), тем более в ситуации условного общественного одобрения — это не опасно.

И гораздо труднее проявить внимание, уточнить причинно-следственную связь явлений, и социализировать, хотя бы пробовать неформальными методами, представителей альтернативных культур. Таких подростков и взрослых надо знать, разговаривать с ними, пытаться понять, уважать мнение и только так вы приобретете для них авторитет.

Как правило, и в обществе, и среди администраций люди, принимающие решения, следуют иным, наиболее простым путем — обругать, запретить…

Ярлыки — «грубияны», «не наши», «выскочки», «бандиты» и так далее, не следует тиражировать; можно добиться обратного эффекта. Массовая культура, основанная на давних традициях протеста и отличия, популярная в молодежной среде с собственными устойчивыми элементами, сленгом, стилем — от запретов только лучше развивается, правда, она при угрозах уйдет в тень, но не погибнет.

Как реагировать

Если кому-то сия демонстрация и эпатаж в словообразовании мешает, уместно реагировать спокойно — человек имеет право взаимодействовать в обществе. Что касается возможных нарушений действующих законов, они вполне четко описаны в соответствующих кодексах.

Для определения вины или порицания «оратора» обсценной лексики, кроме доказательства времени, места и события правонарушения, необходимо четко различать понятия «общественного места» и собственно слов, сказанных конкретным человек.

К примеру, удаленная от жилых домов остановка (павильон) общественного транспорта в четыре часа ночи, когда рядом никого нет – не является согласно закону «общественным местом». Собственная квартира - также.

Теоретически там можно ругаться – сколько душе угодно, а некоторые люди так и делают. Единственное, что может быть фактором нежелательным, подпадающим под другие правонарушения – ругань матом дома в непосредственном присутствии несовершеннолетних детей. Но это уже детали.

Никто «не равнее» другого, и желательно четко понимать право на любую протестную активность других людей, если она осуществляется в правовом поле.

Чтобы изменить правовое поле — используют соответствующие легитимные механизмы законодательной власти. Это наиболее понятный и в целом - лучший путь коррекции в обществе «странных» или кому-то «режущих глаз» элементов самовыражения других людей.

Чем заменить

Условным примером принадлежности к определенной культуре являются татуировки на теле и даже «разукрашенная» «непонятными» взрослым словами-определениями состояния их носителя — «лол», глагол «шеймить» (стыдить, критиковать), или иная типичная речь представителей молодежной культуры. При этом «лол» — в переводе на взрослый — означает безудержный смех на манер «ржу — не могу».

А следующая превосходная степень «рофл» — от [rolling on the floor laughing] означает буквально кататься по полу от смеха. Альтернативно можно сказать «под столом» или даже «пацталом».

Кстати, есть и глагол «рофлить» в значении подкалывать, шутить, прикалываться. Не всегда безобидно. Однако, «особый» язык речевой и символьный также является элементом обособления, элитарности культуры с понятным девизом — «мой язык только для своих».

Принадлежность конкретного человека к определенному стилю (мировоззрению, корпоративному духу и группе единомышленников с близкими ролевыми ожиданиями друг от друга) определяется не одним, а несколькими элементами словесного самовыражения. Как пример, иллюстрация — они перечислены выше. Дело не в возрасте, а именно в систематичности проявления самовыражения, стиле и символах.

Альтернатива запрета

Итак, запрещать или осуждать «матные» выражения и их распространителей – путь довольно популярным, но малоэффективный. Этим путем идут сотни лет, ибо в разные времена и странах были в ходу разные выражения, считавшиеся обсценными или обесценивающими.

Кроме того, известны источники формирования и распространения «мата». Прежде всего это места и ситуации с авторитарной системой подчинения и опасностью для жизни и здоровья, а также ситуации, в которых проявляются яркие эмоции.

К соответствующим примерам относятся тюрьмы и учреждения пенитенциарной системы (вариант специальные интернаты), общение в армейских подразделениях, спортивные состязания и другие.

Но гораздо интереснее и результативнее практические рекомендации по замене «привычных» матных выражений на более ординарные.

Конкретные рекомендации

А). Повышайте уровень интеллекта, интересуйте значением некоторых слов. К примеру, в старорусском языке (корнями из Малороссии) использовался глагол несовершенного вида «ховать».

Глагол действия с переходным типом спряжения - по классификации советского и российского лингвиста, академик Российской академии наук по Отделению литературы и языка, доктора филологических наук Андрея Анатольевича Зализняка - означает брать, прятать, скрывать, тайно хранить что-то.

Но профессор, один из основателей Московской школы компаративистики А.А. Зализняк не рассматривает публично в своей концепции простую форму повелительного наклонения сего глагола.

А она звучит как «х.й», в значении прячь, сохраняй, то есть действуй. И никак иначе. Не надо домысливать… Примерно так же с родительской позиции можно разъяснять варианты значения слов детям соответствующего возраста, вместо того, чтобы стыдливо уходить от ответа.

Б) Применяйте смысловые замены. Ненормативные слова и выражения можно заменить. Вместо откровенной грубости говорить «пипец», «ё-моё», изобретать иные фигуры речи, обратить внимание на активно развитый сегодня молодежный сленг. Уже создаются специальные словари для обеспечения перевода «с русского на русский», чтобы лучше понимать молодых.

Кроме примеров, описанных выше выражений, можно вспомнить «вкрашилась» (влюбилась), «шипперить» (обсуждать возможные версии) – примеры современного сленга в определенной субкультуре и сообществах с четко выраженными ролевыми ожиданиями.

Ругаться матом, конечно проще, ибо некоторые слова имеют емкие формы – как писал Николай Васильевич Гоголь «уж влепит слово – как паспорт на всю жизнь», но почему бы не проявить творческое мышление критиковать других более мягко?

Не нравится вам человек (в культурной среде принято критиковать не личность, а поступки) – не посылайте его далеко и надолго, а скажите просто «токсик», «мерзота», «свинота» и тому подобное. Покажите пример культурного обращения.

Собрав небольшой список корректных ругательств-выражений, практикуйте именно их, и вскоре оформится привычка, сами не заметите – как перестали ругаться матом.

Вспомните, как ругался похоронных дел мастер Безенчук по версии выдающихся мастеров художественного слова И. Ильфа и Е. Петрова, он говорил: «туды ее в качель». А ведь мог бы ругаться выразительнее… Комендант крепости, штабс-капитан Максим Максимович в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова выражал настроение так: «у-уууу… матерь его поросятины». Но ведь совершенно понятно – что кавказский офицер имел в виду.

Есть очень много достойных к изучению версий и вариантов словосочетаний, которые по сути заменяют ругательства, более мягкими, а иногда и более точными по смыслу эрзацами, и мимикрией.

Еще одна польза для культурного человека в замене ругательств или попытках к ней – изобретение собственных выражений-заместителей. Это поистине творческий и интересный путь – попробуйте. За ведь не критикуют, не оскорбляют, бьют, и даже не расстреливают. Вдруг – получится?

В). Читайте много художественной литературы – это помогает расширить кругозор и мировоззрение, а главное – словарный запас. Также из книг или интересуясь историей, научными исследованиями прошлого и не только российских и белорусских специалистов, можно узнать много нового о традициях и примерах ругательств в других странах и в разные исторические периоды.

К примеру, финны ругаются не так, как японцы; у каждого народа свои слова, традиции и особенности обсценной (ненормативной) лексики. Это для тех – кого «хлебом не корми», а дай только «выразиться». Другим же, более спокойным и более образованным натурам подойдет способ «окультуривания». В теме той же самой – литературной.

Много читая (читать можно в любой форме – в том числе электронные книги) вы пополняете свой словарный запас и максимально далеко отходите от словаря Эллочки Щукиной, состоявшем, как известно из 30 слов.

Вместо того, чтобы по случаю или по привычке «крепко выразиться», такой начитанный индивидуум формирует в памяти и озвучивает воздух более интересными фигурами речи, которые сами по себе заставляют задумываться оппонента или собеседника, иногда вводя последнего буквально с «ступор».

К примеру, вместо того, чтобы сказать «я тебе щас ё-ну», уместно выразиться «нос на полдевятого поставлю», вместо того, чтобы требовать «пошел на отсюда», можно оформить посыл мягче и интереснее, к примеру, «вы не могли бы оставить меня, и украсить собой этот миру где-нибудь в другом месте?».

Очень много дает хороших примеров русская литература и ее авторы – выдающиеся культурные идентификаторы России – Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, Николай Васильевич Гоголь, Лесков, Куприн и многие другие.

Г). Измените (выбирайте) среду общения. Типичный человек невольно копирует поведение другого, авторитетного лица, вплоть до сленговых выражений, интонаций и жестов. Вы замечали, что внешне похожими друг на друга бывают не только собаки и хозяева, но муж и жена и двое влюбленных в паре? Дети копируют привычки, эмоциональные реакции и поведенческие паттерны родителей.

Итак, человек копирует. Но что и когда, а главное - почему? Потому, что перед глазами постоянный (регулярно проявляющийся) и, важно – авторитетный – пример. Не зря судачат: «с кем поведешься, того и наберешься».

Отсюда промежуточный вывод: общайтесь в кругах, где не принято выражаться ненормативной лексикой. И соответственно, сами не подавайте такой пример. Уверяю вас, очень скоро положительный пример в новой, более респектабельной группе общения, даст результаты: и перестанете «матюгаться».

Да, надо заметить и культурные представители человечества, за плечами которых опыт и три высших образования (автор), и председатель одной из партий С.М. Миронов (опыт и четыре высших), известные журналисты, литераторы, артисты (Ф.Б. Киркоров и другие) знают важные слова из обсценной лексики. Но не практикуют их применение.

Как говорил один писатель: «я много вещей знаю, но не многие люблю». Да, бывают случаи, когда буквально не сдержаться. К примеру, во время боевых действий. Хоть пять высших образований имей, но крепкое словцо, нет-нет, да и вылетит через ротовое отверстие… Мы всего лишь люди.

А от ошибок никто не может быть гарантирован. Главное – не вводить их в привычку и в систематический повтор. Однако с учетом предложенных и конкретных рекомендаций многие не лишены возможности проявить себя в положительном культурном смысле.

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса

Андрей Кашкаров Эксперт: Андрей КашкаровЭксперт / Белновости


Содержание
  1. Не всегда протест
  2. Как реагировать
  3. Чем заменить
  4. Альтернатива запрета
  5. Конкретные рекомендации