Почему люди не благодарят

29.04.2024 13:49

Благодарность прямо связана с чувством стыда, или, скажем иначе, хорошими в типичном понимании представляются те, для кого мы сами cделали что-то хорошее.

Это определяет разницу в отношении к подаренным и полученным в дар «подаркам» даже безотносительно их формы, то есть формирует и определяет отношение к соответствующим событиям и личностям, участвующим в них.

Типичный современный человек имеет смешанную структуру личности, где различные радикалы (детерминирующие поведение факторы влияния) причудливо переплетаются друг с другом.

В этом условная сложность корректной диагностики любых оценок – все они субъективны.

Если говорить об оценках профессиональных и специфических на основе научной методологии, уместно определять (предсказуемость поведенческих реакций) личность по психотипу на основе преобладающего радикала, наиболее значимого для конкретной личности.

рука
Фото: Pixabay

Поэтому возможны разные варианты разъяснений той или иной поведенческой реакции благодарности, - считает психолог Андрей Кашкаров.

Давайте посмотрим на два примера.

Пример Льва Николаевича Толстого

В литературном наследии Льва Толстого есть такая фраза: «Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит»; это не игра слов, конечно.

Благодарность и любовь не одно и то же, тем не менее корень проявления таких чувств – один. И причины разрушения любви и отказа в благодарности – тот же.

А именно потеря ощущения дара, потеря восприятия себя как одаренного чьей-то милостью. Тут, конечно, речь не только о материальных подарках, просто на их примерах наиболее удобно показывать пример для понимания.

Милость может быть и безусловной – как в божественном значении и теологическом праксисе.

Таким образом, человек, подаривший нам что-то, заслуживает награды – благодарности как минимум. Однако случается, даритель не проявляет при дарении или впоследствии должных (как нам кажется) чувств, то есть условно непоследователен (подарил – «как кость кинул» и забыл, или еще хуже – увлекся кем-то другим) – в вариантах действий показал свое пренебрежение или невнимание.

Тогда мы не считаем себя обязанными благодарить, поскольку полагаем, что даритель того не достоин.

Более того, в некоторых подобных рассмотренному случаях, в зависимости от собственных небезупречных черт характера, опыта и мыслей, одаренному может показаться (о, параноидный ужас…), что подарок – это издевательство и (или) одаренного даритель использовал в неких своих целях, о которых доподлинно никому не известно.

А неизвестно потому, что даритель (гад такой) это умело скрыл.

Тут комментировать особо нечего, кроме элементов параноидного мышления и привычки, диагнозов мы не предполагаем и не подтверждаем, однако сам подобный пример по ситуации не так уж и исключителен на практике.

В другой ситуации, когда даритель сохраняет наше собственное значение и возносит его еще выше (поддерживает отношения, дарит еще и еще), мы проникаемся уверенностью в собственной «неотразимости» и значимости, что весьма льстит, конечно, любому сознанию, ибо в мечтах мы таковыми (наиболее исключительными, выдающимися и умными себя считаем сами, но не признаемся в этом открыто из ложной скромности) – тогда, найдя подтверждения своему значению и ценности, мы благодарим, как нам кажется, искренне дарителя и желаем продолжения отношений.

В том числе сами становимся для дарителя необходимым для его эго значением, то есть дарим подарки и ему тоже. Отсюда возникает миф укрепления отношений.

Ошибочное восприятия и миф

Миф – потому, что основа проявления таких чувств и поведенческих реакций нефундаментальна, зыбка и зависима от многих условий и дальнейших ситуаций.

Если бы сие было не так, то некие друзья и подруги даже с многолетним стажем отношений никогда бы нас не покидали, а мы – их.

Таким образом, в причинах разрушения даже некогда «крепких дружб», кроме прочего, есть и эта: потеря собственного значения в глазах другого (партнера, дарителя и др.). В такой ситуации, да еще и осложненной систематичностью явления, сознанию человека некомфортно.

Оно в состоянии когнитивного диссонанса – с неудовлетворенностью между ожидаемым и желанным - и реальным.

Вот почему к подаркам вообще и проявлению чувств в частности следует относиться очень ответственно. Вы-то можете подарить и этим событием человека порадуете.

Но если, раз сделав, прекратите последовательную политику, а тем паче при ссоре или иначе подаренное потребуете назад – так вы нанесете существенную психическую травму другому, ну а ее последствия зависят (в том числе и для вас) от морально-деловых качеств одаренного.

Самое неумное в этой ситуации – испытывать или тестировать другого (нередко такой поведенческий паттерн можно наблюдать у прекрасной половины человечества) – на манер «сейчас я подарю ему (ей), и тогда посмотрим, проверим,  как он(а) среагирует и что подарит в ответ».

Ищут подтверждения или опровержения – жадина ли он(а), скупердяй ли или эмоционально беден. Ни то, ни другое, ни третье подтвердить таким одиночным тестом невозможно; все это крайне упрощенные модели и попытки тестировать и манипулировать другим.

Ибо любой подарок - по его определению - имеет безусловное (бескорыстное) значение. Нельзя требовать в ответ. Но что делают люди?

Формально соглашаясь с этим (ибо этого требуют некие условные моральные нормы), они – и это главное - не соглашаются сознательно, то есть ждут, что в ответ другой проявит себя, одарив их.

И вот скрытое, не манифестируемое ожидание ответного подарка (в любой форме), если вступает в противоречие с реальностью, приводит к охлаждению отношений и желанию благодарить. Работает небезупречный и не вчера открытый принцип «ты мне – я тебе».

Те, кто живет по таким лекалам, – условно эмоционально бедны, хотя могут владеть большим количеством недвижимости или существенными материальными активами.

Это позиция (типичная среди современных людей) многое портит. Но люди не понимают, в чем дело, и этой статьей мы попытались сие разъяснить. Делайте человека значительными, – поучал Дейл Брекедж Карнеги, - это высшее желание у другого.

И самая ценная уловка (а не только материальный подарок), условный наркотик, формирующий зависимость, который делает вас самого для другого незаменимым.

Поэтому ценность подарка (в разной форме, каковой является и внимание к нам) определяется нами субъективно по тому, насколько даритель сделал и, главное, продолжает делать нас значительными, или «счастливыми», как говорят в просторечье.

В этом смысле понимание цитаты Л. Н. Толстого объясняет все.

Правота Бенджамина Франклина

На ту же тему для понимания поведенческих паттернов дарителя и одаряемого известен «эффект Бенджамина Франклина».

Ученый муж своей историей позволил вариативно воспринимать эффект когнитивного диссонанса. Эффект истории Б. Франклина в том, что «мы испытываем симпатию к тем, кому помогли, и пренебрежительно относимся к тем, кто помог нам».

Человек под влиянием противоречивых мыслей приводит их в соответствие с наиболее легким, безопасным для себя вариантом восприятия. Вынуждают нас приводить их в соответствие, и тогда возникает то, что описано в данной статье.

Сознание сталкивается с негативно окрашенными эмоциями, когда другие люди помогают или инициативно делают что-то для нас хорошее.

Когда на подсознательном уровне возникает чувство стыда, защитная психическая реакция обесценивает объект помощи.

Неприятно осознавать, что именно «я» плох только потому, что не ответил адекватно, к примеру, равноценным подарком на подарок. Но признать «плохого себя» невозможно. Поэтому таковы типичные людские реакции.

Практический пример

Интересную интерпретацию того же эффекта можно выявить в личных отношениях. Молодой человек дарит цветы.

Ну, что ему делать, что ли, нечего? Дарит, что он чувствует желанность подарка: подарив девушке цветы, собственная ценность дарителя в ее глазах возрастает. Кроме того, существуют и другие причины поступка, но остановимся на главном мотиве: он хочет получить желаемое.

А желаний может быть несколько. Можно ли назвать их нарциссическим проявлением – безусловно.

Благосклонность девушки еще не гарантирована, но шансы для молодого человека возрастают. Представительницы нежного пола этим активно пользуются, особенно когда ухажер уже проявил себя – проявил личный интерес, дальнейшие его действия предсказуемы и условно известны.

И вот почему. Цветы - не что-то сверхважное, но когда оцениваешь женщину чуть лучше, чем она (сама себя), для дарителя возникает иррациональная эскалация, что приводит его к возникновению зависимости от объекта дарения.

Кроме того, если поразмыслить, почему «неблагодарные» люди и на «добро» ответили равнодушием или даже отмстили, подумайте над тем,  было ли это действительно «добро», ибо субъективное понимание, как и отношение, может быть разное, а подвох всегда чувствуется, даже интуитивно.

Или вспомните про эффект Бенджамина Франклина.
Важно делать что-то, что нельзя свести только к товару. Тогда награда проявляется жизненной энергией.

Ранее мы рассказывали о том, какими 3 признаками обладает идеальный мужчина.

Валерия Кистерная Автор: Валерия Кистерная Редактор интернет-ресурса

Андрей Кашкаров Эксперт: Андрей КашкаровЭксперт / Белновости


Содержание
  1. Пример Льва Николаевича Толстого
  2. Ошибочное восприятия и миф
  3. Правота Бенджамина Франклина
  4. Практический пример