Для начала определим критерии, при реализации которых у ребенка точно будет низкая самооценка, он вырастет мямлей и не будет иметь собственного мнения.
Психолог Татьяна Виноградова рассказала, как повысить самооценку ребенку: советы.
1. Критиковать, какой бы поступок не совершил ребенок. Если он нарисовал картину, то обязательно сказать ему, что нужно исправить или изменить в этой картине.
Такая критика отбивает всякую мотивацию ребёнка продолжать рисовать или делать что-то ещё.
2. Подавлять. У вас есть представление о том, как должен развиваться ребёнок, неважно, сколько ему лет маленький он или большой. Возможно, ребёнку не нравится ходить в музыкальную школу, он протестует, конфликтует с педагогом, но ведь это важно вам, по-вашему это правильно.
3. Решать все за ребёнка и полностью лишить его самостоятельного выбора, неважно, сколько ему лет: 5 или уже 15. Подбирать ему, что носить, с кем водить дружбу, выбирать за него интересы, которые ему нужны.
Это полностью гарантирует, что ваш ребёнок, скорее всего, вырастет, не умеющим, не знающим своих границ, своих желаний, своих интересов, чего он вообще хочет от этой жизни.
В противовес этому советуем инструменты, которые помогут взрастить в ребёнке самостоятельность.
1. Хвалить. Чтобы не произошло, чтобы он не нарисовал похвалите его за то, что он сделал. Если в 15 лет ваш ребенок приготовил вам кофе в воскресенье или какое-то блюдо, даже если оно несовершенно, похвалите.
Ведь у него еще нет богатого опыта в этом, он не знает, как сделать по-другому. Замечайте стремление детей сделать хорошо, даже молча, они это почувствуют и обязательно оценят. Оценят именно поддержку, ту самую невидимую опору, на которую всегда можно опереться.
2. Слушать и слышать своего ребенка. Соглашусь с цитатой: «Музыку и людей желательно слушать сердцем». У каждого человека случается особое настроение или состояние.
Если мы говорим уже о подростках, то они обычно закрываются, и нам очень сложно до них достучаться. Если это маленькие дети, то все равно они часто даже не знают, что с ними происходит, но, внимательно слушая их из глубины своей души, можно услышать, о чем грустит ребёнок, что он чувствует.
Каждый родитель способен в тишине своего ума понять, чем звучит ребёнок сейчас. А для него важно чувствовать, что его принимают, поддерживают и любят в любом состоянии и настроении. Потому что он важен.
3. Еще очень важно сотрудничество. То есть вместо того, чтобы с раннего детства решать за ребёнка, научитесь с ним сотрудничать, если ребёнку до семи лет, вы ещё можете как-то минимально объяснять, почему он должен пойти туда или сюда, то после семилетнего возраста уже придётся договариваться, учиться объяснять свою позицию и отстаивать её на равных.
Сотрудничество возможно только с позиции равенства, не свысока смотреть на ребёнка, ставя себя в позицию более разумного взрослого.
А понять, как он попробует рассуждать, почему, например, одни секции ему нравятся, а другие нет.
Когда родитель по-настоящему близок со своим ребёнком, это значит, что он не наседает на него, не продавливает своё мнение.
Ребёнок знает, чего он хочет и может это объяснить. Будьте честными с самими собой, и ваш ребёнок неизменно будет следовать жизненным правилам, адекватно понимать себя, свою ценность, возможности, будет понимать эту жизнь и участвовать в ней.