Вопрос цены на продукты никогда не потеряет своей актуальности для белорусов.
Средняя зарплата растет, опережая различные прогнозы, а инфляция стабильна — 5 %, однако многие эксперты утверждают, что после 2020-го и вовсе должна не превышать 4 %.
Несмотря на то что зарплаты повышаются, далеко не все люди могут прийти в магазин и купить килограмм свинины, индейки или красной рыбы, для многих замороженная горбуша — непозволительная роскошь, идентичная ситуация и с ценами на качественный кофе или чай.
Кто-то скажет, что еда не главное и кому-то действительно будет хватать перловки на завтрак, а гречки на обед. Кто-то придерживается мнения, что человеку в принципе не обязательно каждый день баловать себя мясом или рыбой, обосновывая тем, что современные люди не тратят столько калорий, сколько ежедневно потребляют.
С другой стороны, приходить в магазин и отказывать себе в очередном лакомстве даже с зарплаты — никого не устроит.
И благо есть магазины, вроде «Евроопта» и «Хита», где можно схватить удачу за хвост и приобрести любимый товар немного дешевле, чем обычно.
Многие попросту отказываются так жить, и поскольку белорусы любят экономить и искать товары подешевле, придумывают различные варианты, которые спасут от «продовольственной бедности».
Некоторые предприимчивые граждане совершают поездки за границу, в частности в Литву, на оптовую базу — закупиться продуктами, бытовыми товарами, а также вещами. Мы решили узнать, стоит ли игра свеч: насколько выгодны такие закупы для белорусов.
Владимир — работник life:)
Если честно, то Литву я воспринимаю как страну для души. Поэтому в первую очередь я туда еду, чтобы отдохнуть ну и параллельно затариться какими-нибудь диковинными качественными товарами, которые у нас стоят баснословных денег: кофе, чай, шоколадки, алкоголь, туалетная бумага, одежда, обувь, парфюм.
Правда, жалко, что лимит на спиртное маленький — много не провезешь. Но одну-две бутылочки тоже не плохо — я больше «коллекционер», мне нравится покупать дорогой алкоголь и ставить в бар, но только не за ту сумму, которую предлагают наши магазины.
Что касается цен, то стоимость одежды одинаковая, но качество будет лучше, например, байки и топы, то, что сейчас модно, можно приобрести за 20-40 рублей, но принты будут в несколько раз круче, чем предлагает белорусский рынок. Мне очень нравится обувь, которую предлагают в Литве: во-первых, качество отменное, но, увы, зимняя обувь не для нашего климата — быстро летит, в-третьих, большой выбор моделей.
Есть много точек, где можно закупиться в одном месте, у нас, к сожалению, иногда приходится обувь покупать в одном месте, одежду — в другом, продукты — в третьем. Несмотря на изобилие торговых центров.
Но при этом, на мой взгляд, я не могу сказать, что в Беларуси слишком дорого в соотношении с Литвой, тут зависит от того, где покупать и что, однако качество заметно отличается — факт.
Да и в любом случае съездить закупиться в Литву будет выгоднее, чем сходить два раза в наш магазин. Как правило, за два похода в магазин на стандартные продукты, не «марципаны», уйдет более 100 рублей.
А вы представьте, сколько отдают люди, у которых есть дети, — страшно представить.
Теперь считаем: проезд до Вильнюса демократичный — от 20-27 рублей в одну сторону на автобусе; виза — 60 евро, но я очень надеюсь, что ее стоимость снизится до 35, при этом она на год — не так уж и дорого.
Как я говорил ранее, там я куплю несколько пачек чая, кофе, бытовые товары различные, шоколадки, порошок, алкоголь и другое — я отдам также в районе 100 рублей, но этого мне хватит на три месяца. На мой взгляд экономия нереальная.
Катаюсь в Литву часто — практически каждые 2 месяца. Мне открывают многократную визу на год, и если я не могу ей воспользоваться в полной мере, то хотя бы скатаюсь закупиться импортными товарами.
Также мы поговорили с белорусом, который обучается в ЕГУ и работает на заводе «Интеграл», Никитой.
С Никитой сразу начался о разговор о ценах, в частности на технику. По мнению молодого человека, если уж и сравнивать уровень жизни, то именно с этих товаров. Так, в Европе основной спрос приходится не на еду.
Цены на технику заметно меньше, например, тот же Xiaomi можно найти намного дешевле, нежели в Беларуси. Про айфоны вообще молчу, если вы когда-нибудь искали б/у айфон, то могли заметить, что минимум треть куплена в Литве или Польше.
К слову, в июне 2019 года в «Электромарте» была скидка на новый 7-й айфон — его стоимость составила 450€, представляете?
От этого еще необходимо отнять ваты, и цена получается очень привлекательная.
А международная гарантия заставляет не волноваться о том, что его придется везти назад для ремонта.
Но это и не удивительно, рынок Литвы можно сравнить с нашим «Еврооптом»: крупные ретейлеры, большие партии и объемы, как результат — низкие цены. Не стоит забывать и про открытый рынок ЕС — это также открывает возможности свободного передвижения товаров и капитала.
Самый выгодный вариант закупаться на оптовых базах — выглядит, как «Светофор» на Ждановичах, «полеты» и куча товара, там цены еще ниже, а разнообразие и география товара значительно превалирует.
Например, в последний раз я купил немецкую зубную пасту, вкусный польский чай с бергамотом, бельгийскую шоколадку, ну и, конечно, качественного алкоголя в «дьюти фри», на него, к тому же, бывают очень вкусные скидки, и много чего другого. Все это обошлось не более чем 50 евро, правда, если честно, то точную сумму сказать не смогу — чеки не храню.
Хочется также отметить и то, что одежда — это второй товар, за которым часто приезжают в Литву.
Лично у меня половина шкафа забита брендами: H&M и Zara. И не потому, что у меня денег куры не клюют. Все дело в бомбических скидках.
К слову, любителям секондов также можно съездить в Литву и за бесценок приобрести брендовую, в хорошем состоянии, вещь этого же сезона.
На самом деле многие белорусы отправляются за товарами в Вильнюс, если хотите это проверить, то купите билет на скоростной поезд Минск — Вильнюс. Если на выходных ехать из Вильнюса, то можно увидеть объемы закупок белорусов и точно услышать звон бутылок с алкоголем.
Самое интересное, что из-за ограниченного времени для проверки на границе поезд обычно очень быстро и посредственно досматривают.
Также нам удалось поговорить с человеком, который стал инициатором создания оптовой базы в Литве Алесем Т. Сейчас для новичков в этом бизнесе он является гуру, к нему часто обращаются за советом.
Закупами я начал заниматься еще 8 лет назад. В то время в основном люди ездили закупаться в Польшу, Белосток, а литовский рынок еще был не так развит, и оптовой базы не было.
Для того чтобы приобрести товары, приходилось метаться по разным точкам, в итоге уходило много времени: 365 км до Польши, затем еще 35 км, чтобы произвести необходимые закупки, которые будут актуальны для белорусов. Тем более раньше необходимо было четыре часа простоять, в итоге докупали все, что осталось.
Но в целом заработная плата позволяла совершать подобные поездки. В 2013-2014 годах на таких «мини-турах» можно было заработать на микроавтобус.
Сейчас люди, преимущественно, катаются на оптовую базу в Литву, нежели в Польшу, причем путей следования становится все больше: Браслав — Вильнюс, Новополоцк и Полоцк — Вильнюс, Ошмяны — Вильнюс, Островец — Вильнюс, Молодечно — Вильнюс.
Больше всего мне понравилось, как ведут себя в этом плане россияне, которые работают на БелАЭС. На работу они приезжают, как в командировку, на пару дней, поэтому даже при сильном желании они не смогли бы делать так, как белорусы.
Но у многих жителей Островца есть предпринимательская жилка: они сами катаются на закупы, а затем перепродают эти товары рабочим, а те, в свою очередь, по возвращении домой также пытаются урвать наживу, перепродав товар за кругленькую сумму денег.
Даже если соотносить стоимость топлива и продуктов, а также визы, то это все равно получается значительно дешевле. Если, конечно же, сравнивать цены с торговыми гигантами, такими как «Гиппо», например.
Если говорить о стоимости, то, например, кофе Lavazza у предпринимателей, торгующих в переходах или на торговых точках, вы приобретете за 11 рублей, в «Евроопте» — 15-16 рублей, в «Гиппо» зерновой Lavazza — 35-60 рублей.
А в Литве ту же банку с кофе можно приобрести всего лишь от $4 до $10.
В месяц наш заработок на перепродажах составляет в районе 300 евро, раньше можно было заработать и больше, так как объем перевозок был существеннее.
С каждого товара шоколад, с кофе могу заработать — 30 %, с других товаров — 70 %.
Понятно, что прибыль есть и она неплохая — в любом случае остаемся в плюсе: если затаримся на 500 евро, то перепродадим на 900 евро.
Сейчас, кстати, немного расшили возможности, и можно ввозить любую технику раз в год, а раньше такое позволяли только раз в три года. А связано это с тем, что черные рынки закрылись.
Но любые мелкие бытовые предметы мы может перевозить сейчас — их мы тоже выставляем на продажу.
Однако все-таки наша работа не так проста, как кажется на первый взгляд. Мы находимся постоянно в дороге, где любая ситуация может привести к аварии. Самым опасным временем считается «сезон гона» — весна, осень, — животные выходят на дорогу, бросаются — можно не просто сбить лося, но и погибнуть самому. Кроме того, может пострадать машина — дополнительные траты, в итоге приходится работать на починку машины и оплату штрафов, но это в Беларуси.
В общем много проблем.
В Европе, конечно же, ситуация обстоит немного по-другому. Если попадаешь в подобного рода ДТП, тебе оплатят страховку и полностью покроют весь причиненный ущерб — остаешься в большом плюсе.
Многие даже мечтают попасть в подобную ситуацию, — шутит собеседник.
Фото: из личного архива героев