Все люди лгут. Психологи утверждают, что человек уже с трех лет делает это сознательно. Герой нашей статьи умеет определить лжеца не только на детекторе лжи, но и по его поведению, мимике, жестам, ведь для него чья-то ложь – профессия.
Маликов Сергей Евгеньевич – полиграфолог, верификатор. Руководитель образовательно-практического центра по распознаванию лжи и профайлингу.
Сергей, у Вас достаточно редкая профессия для нашей страны. Расскажите, пожалуйста, про свое образование
– У меня два высших образования. Первое – медицинское, лечебное дело. По специальности я терапевт, врач общей практики, работал диагностом КТ и МРТ. Образованию я посвятил много времени, в медицинском ВУЗе раньше учились 7 лет. Второе образование – юридическое.
С 2013 года практикую как полиграфолог и верификатор. Это область на стыке психологии и физиологии. Ведь детекцией лжи начали заниматься не психологи, а именно врачи.
Ломброзо обратил внимание на то, что, если подозреваемые во время допроса лгут, у них учащается пульс и повышается давление крови. И только потом к этому делу присоединились психологи, чтобы разбираться, почему такое явление существует.
Наверное, Вы на всех людей смотрите сквозь призму своей профессии
– Совсем нет. Если мне нужно «считать» человека, то я сосредоточусь и сделаю это. Но я умею переключаться и общаюсь со своими родными и близкими как обычный человек. Вообще никому не стоит делать поспешных выводов.
Например, если человек дотронулся до лица, это не значит, что он врет. Просто человек попал в неудобную ситуацию, возник дискомфорт, волнение, смущение и не больше. Это, конечно, не исключает признак лжи, но все гораздо сложнее.
Какие действуют правила проверки на полиграфе?
– Начнем с того, что в Республике Беларусь такое явление, как психофизиологическое исследование с применением детектора лжи законодательно четко не регулируется. Как таковая законодательная база на полиграф отсутствует.
Для проведения проверки необходимо лишь согласие исследуемого человека. Перед тестированием он пишет расписку, в которой дает свое добровольное согласие на психофизиологическое исследование с применением полиграфа.
Я зачитываю права, что исследование не будет касаться его личной жизни, затрагивать религиозные и политические аспекты. Оговариваем, о чем будет тест, и что никакого вреда здоровью он нанести не может. Для выполнения необходимо просто сидеть и отвечать на вопросы «да» либо «нет».
Если испытание будет проводиться на тему верности, то интимные и личные вопросы, конечно, разбираем, потому что сама тема подразумевает. Но если тема краж, подстав, то вопросов про личную жизнь быть не может.
По телевизору показывают передачи, в которых людей проверяют на детекторе лжи. Что данный процесс имеет общего с жизнью?
– Общего мало. Нам показывают шоу. В комнате на тестировании должен находиться только сам полиграфолог и исследуемое лицо. Обязательно ведется видеозапись.
Бытует мнение, что если муж пришел с женой проверить ее честность, то он может находиться в комнате и наблюдать. Я считаю это недопустимым, потому что муж является для испытуемой значимым лицом. Поэтому в комнате может находиться либо адвокат, либо другой независимый человек, на которых исследуемый не будет реагировать.
Необходимо исключить фактор волнения. Волнительное состояние есть у всех без исключения, задача полиграфолога – создать комфортные психологические отношения, чтобы человек стал спокойным и вел себя согласно своего психотипа личности, т. е. стал таким, каким он является в обычной жизни.
Сколько времени длится исследование?
– Не менее двух часов. Резко критикую все проверки, которые длятся около 30 минут, потому что велика вероятность сделать испытуемого ложнообвиненным. Те, кто изучал физиологию человека знают, что адаптация у кого-то займет 5-10 минут, но если высокая тревожность, то на адаптацию уйдет 30-40 минут, а то и час.
У человека реакция может быть на многие вещи: голос, тембр, поэтому должен быть хороший психологический климат и полиграфолог не должен вызывать реакцию как человек.
Добавить к адаптации время тестирования и анализ полученных результатов, получается два часа минимум. Поэтому все короткие проверки не могут дать достоверный результат.
Я советую клиентам задать вопрос полиграфологу: вы готовы отдать свой палец на отсечение, если ошибетесь. И обратите внимание на то, как он ответит. Высокая вероятность, что полиграфолог скажет о том, что не уверен.
Как правило, полиграфолог берет двух человек в день, но в критических ситуация может взять и четырех. Но не больше, потому что эмоционально и физически это крайне сложно. Я беру в день только одно дело.
Как суд относится к результатам исследования на детекторе лжи?
– По своему усмотрению. Для суда должны быть факты и доказательства, особенно если дело серьезное. Но если рассматривается какое-то легкое гражданское дело, например, кто-то кому-то машину побил, то истец или ответчик сам предлагает доказать свою честность.
Инициатива исходит не от суда, а от людей. Суд может не ссылаться напрямую на результаты экспертизы, но в принятии решения роль это сыграет.
Насколько высока достоверность результатов проверки на полиграфе?
– Сразу скажу, что 100 % не бывает! Никогда не было и не будет. Это связано с тем, что невозможно получить идентичные реакции. Если мы знаем, что орудие преступления нож, то он сегодня нож, завтра нож, в моих руках нож, в ваших нож, через год нож, на фото нож. С реакцией человека так не бывает.
Решение принимается путем вероятности. Существует множество механизмов обсчета. На полиграфе мы получаем сравнительный анализ реакций. И экспертным глазом делаем вывод. Например, кража денег из сейфа. Есть проверочный вопрос: деньги из сейфа взяли вы?
И еще вопрос: скажите, до 25 лет вы когда-нибудь воровали деньги у других людей. Мы сравниваем реакции, когда обвиняем человека в воровстве ВООБЩЕ и именно ЭТИХ денег. Задаем вопросы близкие по смыслу и значению и проверяем реакции. Мозг человека работает так, что если он украл, то реакция на сейф будет намного выше. Мы смотрим на реакции при сравнительном анализе.
Что же выдает лжеца?
– Выдает в основном потоотделение. Между прочим, у человека ладошки потеют только из-за стресса, а не из-за температурных параметров. Так устроен организм, что руки потеют для того, чтобы человек лучше мог за что-то взяться, ухватиться или атаковать. Пот – сильный и верный признак стресса. Но врет человек или не врет – это уже другой момент.
Также учитывается такой показатель, как ФПГ – сокращение, сужение кровенаполнения капилляров сосудов на пальцах. Важны также давление и дыхание.
С какой целью чаще всего к Вам обращаются?
– Решить вопросы верности и кражи. Вообще хочу сказать, что чем больше я занимаюсь полиграфом, тем меньше хочу его применять.
Зачем пугать людей? На полиграф нужно садить людей, которые воруют. В большинстве случаев достаточно поговорить. Так намного эффективнее. Если при найме первичная работа проведена верно, то многих неприятных ситуаций можно избежать.
Какие вопросы решать сложнее всего?
– Конечно, когда люди приходят по теме измены. Во-первых, уже всегда есть какие-то улики – переписка, связи, телефонные разговоры.
У меня был случай, когда супруг нашел массу улик измены своей жены, но по-прежнему на что-то надеялся. Полиграф его супруга не прошла. При этом муж был не готов это услышать и принять такой результат. Поэтому прежде чем идти на полиграф, решите для себя – хотите вы или не хотите знать и принять результаты исследования.
Бывает, что Вы симпатизируете своим испытуемым?
– Есть такое понятие – экологичность. Мы должны быть экологичны по отношению к человеку, т. е. не должны давить и не должны симпатизировать. Чтобы принять объективное решение, необходимо придерживаться нейтральной стороны.
Бывает, что на полиграфе мы получаем среднестатистические реакции, т. е. очень сложно чисто по полиграфу визуально обвинить или оправдать. В этом случае я перехожу на психолингвистическую экспертизу по речи, по мимике, по эмоциям, по телодвижениям.
Если исследуемый собирает много маркеров лжи, то я признаю его причастным, даже если полиграф показывает хороший результат.
Поэтому на своих исследованиях я ставлю камеру и показываю клиентам каким образом и на основании каких реакций принимаю решение.
Допустим, человек просто забыл. Бывает же такое?
– А вот амнезия не сработает вообще никак. Перед тестом проводится беседа, в которой мы разбираем, что будет в тесте во всех подробностях и человек обязательно все вспомнит. Если исследуемый скажет «Не помню», «Я был пьян», «У меня амнезия», то полиграф такие моменты зафиксирует.
Полиграф не определяет ложь или правду. Не существует ни одного инструмента, который покажет, что человек врет. Полиграф определяет значимость, т. е. как человек среагировал – сильнее или слабее. Если человек говорит, что не помнит, а реакция высокая, значит испытуемый врет.
Можно ли обмануть полиграф?
– Можно! Мне нравится, когда люди обманывают полиграф, работать становится интереснее. Если бы полиграф нельзя было бы обмануть, то он использовался бы везде и повсеместно. Полиграф носит характер помощи в расследованиях, в понимании человека и не больше.
Фото: личный архив героя