В последнее время психологами себя называют все, кто работает с людьми. Именно поэтому считаю важным осветить данную проблему, так сказать, изнутри.
Психолог Анна Касьянова рассказала, как выбрать психолога.
По статистике всего 8-10 % обучающихся психологии остаются в консультирующем направлении. Почему так происходит?
Психолог – помогающая профессия, которая требует постоянного развития: повышения квалификации, профилактики выгорания, увеличения эмоциональной емкости.
Если пренебрегать этими моментами – снижается не только эффективность работы, но и влияет на состояние как специалиста, так и его клиента.
Задача психолога - держать несколько фокусов внимания, чтобы предоставить клиенту безопасное пространство, которое даст возможность разместить в нем все желаемые процессы.
Эти процессы могут быть разными по глубине, интенсивности и только профессионализм специалиста позволяет грамотно разобрать и помочь клиенту прожить их и трансформировать в менее травматичный формат.
Тогда и только тогда речь может идти о терапевтическом эффекте.
К сожалению, не каждый, кто называет себя психологом, это понимает, а возможно, даже не знает.
Хотела бы обозначить несколько факторов, которые могут минимизировать риск нарваться на неквалифицированного специалиста.
1. Базовое психологическое образование
Объясню, почему считаю этот пункт важным. Первые два курса психфака – общая психология. Это фундамент. Каждой психической функции принадлежит отдельная дисциплина.
Уделяется достаточно времени, чтобы понять, прочесть, как устроены, как взаимодействуют психические процессы, как работает головной мозг на клеточном уровне, как реагирует нервная система, какие нарушения могут быть и как они взаимосвязаны друг с другом.
Поэтому в дальнейшем при освоении уже более узких специализаций психолог опирается на общенаучный базис и понимает процессы глубже. Это позволяет определить, в его ли компетенции работать с клиентом или лучше перенаправить к другому специалисту, чтобы не навредить.
В рамках практических дисциплин всегда присутствуют занятия «в полях»: психиатрическая больница, социальные центры, детские дома и др. Это также позволяет сформировать более реалистичный образ мира будущего специалиста.
Образовательные программы, которые переквалифицируют в психолога, не дают таких возможностей и остается уповать лишь на осознанность и ответственность обучающегося.
2. Посещение супервизий, повышения квалификации
Супервизионное пространство – это возможность повышать свою компетенцию в безопасном поле опытных коллег. Психолог получает поддержку, разделяет свои и клиентские процессы, тем самым улучшая свои навыки и делая терапию более эффективной.
3. Наличие личной терапии
Психолог – специалист, личность которого – это один из инструментов, которые он использует в работе. Именно поэтому важно все время изучать эти процессы, исследовать внутренние проблемы, триггеры, проживать события личной жизни.
И чтобы делать это не за счет своих клиентов, а разделять – нужна личная терапия.
Дополнительных критериев можно собрать предостаточно: опыт, отзывы, публикации, стоимость консультации, но при всем при этом нельзя игнорировать самый важный факт: выбирая психолога, мы идем на личность терапевта.
И это тоже фактор, влияющий на эффективность психотерапевтического процесса.
Важность заключается в понимании, что успешное формирование клиент-терапевтического альянса возможно при условии принятия ответственности, доверия и понимания, что все изменения, которые вы ожидаете от терапии, зависят только от вас самих.