Каждый день мы взаимодействуем с разными людьми: близкими, родными, чужими, случайными.
Психолог Валерий Гут рассказал, как найти выход из конфликтной ситуации.
И у нас часто не сходятся интересы, даже самые элементарные вопросы могут вызывать конфликт. Но есть категория людей, которых называют бесконфликтными.
Получается, что они как будто и не защищают никогда своё мнение, раз не вступают в противоречия. На самом деле такие люди умеют выходить из конфликтной ситуации так, чтобы взаимоотношения не рушились.
Это несложные хитрости, которые помогут каждому из нас отстаивать свои позиции без ущерба для обеих сторон.
Конфликт — столкновение полярных интересов, связанное с отрицательными эмоциями. Стороны стараются нанести взаимный ущерб друг другу: моральный, психологический.
У нас есть собственное видение ситуации, которое хочется отстоять, а иногда и навязать.
Но не всё так просто. Все мы разные, а потому у каждого свои корни, подталкивающие к конфликтным ситуациям.
Особенности восприятия
Часто люди в разговоре просто не понимают друг друга. Многое мы считываем из мимики и жестов. А потому можем ошибочно исказить личные качества другого человека, мотивы его поведения. Мы обычно приписываем благородство себе, а пороки оппонентам.
Кроме того, мы на физическом уровне по-разному воспринимаем окружающую действительность: кто-то на слух, кто-то зрительно, а кому-то нужны эмоции. В конфликтах это отражается в непонимании и вызывает агрессию.
Несовпадение рассуждений
Мы склонны видеть то, что больше всего хотим. По-своему оценивая результаты деятельности и личности друг друга, мы в конце концов приходим к разногласиям.
Причина этого в неумении аргументировать свою точку зрения, наличии комплексов, негативном отношении ко всем высказываниям другого человека. Это вызывает отрицательные эмоции и раздражение с обеих сторон.
Индивидуальная предрасположенность к конфликтам
Исследования психологов говорят о том, что есть люди, в которых имеются определённые качества:
- заниженная или завышенная самооценка, которая не совпадает с оценкой окружающих;
- желание оставить последнее слово за собой;
- высокомерие;
- излишняя принципиальность и прямолинейность;
- тревожность, подозрительность, болезненная обидчивость.
Если знать особенности человека, то есть возможность не доводить до конфликта. Но если конфликт всё же случился, то важно понимать, что исход ситуации может быть непредсказуемым.
А потому для более успешного его разрешения нужно постараться определить несколько факторов.
1. Проблему конфликта. Понять, почему он возник. Например, ребёнок не успевает сделать уроки и потому получает двойки. Возможно, проблема в выборе времени для выполнения заданий. Можно попробовать изменить график.
2. Истинную причину конфликта. Это сделать бывает трудно. Но можно понаблюдать: мама часто ругается — возможно, она чувствует себя одинокой, и это единственный способ обратить на себя внимание.
3. Важность взаимоотношений. Если мы по-настоящему дорожим теми или иными отношениями, то всегда будем ставить их выше, чем возможную победу в конфликте.
Выйти из конфликтной ситуации помогут ответы на некоторые вопросы.
- Хочу ли я благоприятного исхода?
- Что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями?
- Как бы я себя чувствовал на месте оппонента?
- Нужен ли посредник для разрешения конфликта?
- В какой атмосфере мы могли бы лучше открыться и найти общий язык?
Если выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения не представляется возможным, то рекомендуем придерживаться какого-либо стиля поведения при конфликте.
Исследователи конфликтов Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют несколько стратегий поведения человека.
1. Приспособление. Когда человек уступает другому и жертвует собственными интересами, происходит полное принятие стороны оппонента.
Это хорошо использовать тогда, когда закончить конфликт важнее, чем добиться своего. Постоянно выбирать такую линию поведения не стоит — это приведёт к тому, что окружающие перестанут считаться с нашим мнением.
2. Избегание. По сути, это значит просто уйти, не вовлекаясь в жаркие споры. Здесь нет ни отстаивания своего мнения, ни учёта интересов другого человека.
Избегать конфликт можно тогда, когда его решение не изменит ничего. Каждый останется при своём видении, и это не создаст никаких сложностей.
3. Соперничество. Люди яростно отстаивают свои интересы и абсолютно не принимают никаких возражений со стороны оппонента.
Такая стратегия оправдана в случаях, когда очень важно отстоять определённый вопрос. Если же ею пользоваться регулярно, то это приведёт к усугублению конфликтных ситуаций.
4. Компромисс. Стороны договариваются и приходят к решению обоюдно. Они слышат друг друга, позитивно настроены на выражение мнения каждого, готовы уступить в некоторых вопросах.
Важно определить свои триггеры — что вовлекает в конфликт. Оценить, насколько мы готовы учесть пожелания оппонента и к какому результату все хотим прийти.
Конфликты играют важную роль в нашей жизни. Мы должны защищать свои интересы. Но хорошо, когда это не имеет последствий.
Умение понимать язык тела, активно слушать, задавать вопросы, проявлять эмпатию — всё это важно при взаимодействии и для выхода из конфликтных ситуаций.