Объекты общественного питания в Гродно разочаровывают посетителей. Разбираемся, на чьей стороне закон.
Женщину в одном из кафе Гродно огорчили несколько моментов, начиная с приема гостей.
Жанна Михайловна Гостяева, председатель правления «Гродненский центр правовой помощи потребителям» разбиралась в ситуации.
Обо всём по порядку
— Отмечали с одноклассниками 10-летие окончания школы, — вспоминает Анастасия. — За месяц до 1 февраля найти свободное заведение уже было невозможно. Выбрали кафе со средним чеком по городу. Из расчета на одного человека вышло по 56 рублей без учета алкогольных напитков и соков.
Ненадлежащее отношение персонала
— Проблемы начались уже с приема. Администратор перепутала столы и с возмущением требовала показать чек, чтобы сверить блюда.
Выяснилось, что мои одноклассники сидят не за тем столом. Пришлось пересаживать. Все это сопровождалось негативным, презрительным отношением.
В любом нормальном заведении проблем с рассадкой не возникает. Я понимаю, что людей много, столов много, но если и произошла путаница, всегда можно вежливо и тихо решить проблему, а не демонстрировать свой непрофессионализм.
Комментарий специалиста
Гражданин имеет право на защиту чести и своего достоинства в соответствии с нормами Гражданского кодекса РБ
Неполная и несвоевременная подача блюд
На этом сюрпризы не закончились. Посетители жаловались на несвоевременную подачу блюд. Отметим, в отзывах гродненцы часто жалуются, что заказанные блюда приносят не в полном объеме.
— Человек в кафе приходит отдыхать, а не следить за подачей, напоминать официантам, что кусок курицы не подали или еще чего-то.
Не думаю, что проблема возникает по причине невнимательности. Раз случай не единичный, значит, действия персонала сравнимы с воровством и обманом.
Встречаются случаи, когда в кафе за день до торжества гости привозят свой алкоголь и напитки. В период празднования недосчитываются необходимого количества, сотрудники убеждают, что подали все. Доказать правоту крайне сложно. Передача алкоголя или других продуктов происходит на честном слове.
Комментарий специалиста
– Если заказ не выполнен в полном объёме, то это говорит о том, что услуга выполнена некачественно, т. к. согласно статьи 1 Закона «О защите прав потребителей», недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) нормативным документам, устанавливающим требования к качеству товара (работы, услуги), иному законодательству или условиям договора.
В соответствие с о статьёй 18 Закона «О защите прав потребителей», компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случае, когда его вина является основанием для возмещения вреда.
При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Что делать, если разбили посуду?
Анастасия рассказывает, что оплату за разбитый стакан официант потребовал у нее, хотя причастен к ситуации был другой гость.
Жанна Гостяева комментирует ситуацию
— Согласно статье 14 Гражданского кодекса РБ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 1 ст. 933 ГК РБ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вместе с тем оплату на месте администрация заведения требовать не правомочна. Причинитель вреда может добровольно оплатить убытки заведению, в противном случае администрация заведения имеет право обратиться в суд и взыскать убытки в судебном порядке.
Для определения стоимости утраченного или поврежденного имущества заведение обязано представить подтверждающие документы.
Администрация не вправе требовать возмещения вреда от заказчика услуг. Вправе требовать только от причинителя.
Нередки ситуации, когда сотрудники организации пытаются задержать причинителя вреда и вынудить его приобрести то, что было повреждено, по той цене, по которой предмет приобретался изначально. Данные действия являются незаконными, нельзя ограничивать свободу передвижения людей без законных на то оснований, товар оценивается как бывший в употреблении.
Отметим, что потребитель может не компенсировать причиненный вред, если причинение вреда произошло вследствие обстоятельств, от него не зависящих.
Следует знать, что потребитель имеет право отказаться от некачественного блюда и его не оплачивать. А если оплата совершена, то вернуть уплаченную денежную сумму на основании статьи 31 Закона «О защите прав потребителей».
К слову, директор кафе, в котором отдыхала героиня статьи, в письменной форме отправил искренние извинения клиентке.
Вопросы к работе персонала возникают почти у каждого директора объекта общественного питания. Укомплектовать кафе или ресторан на 100 % хорошими работниками крайне сложно.
Фото: личный архив героини и Pixabay