Правда и ложь вокруг учений «Запад-2017» или на кого работает белорусская оппозиция

26.10.2017 11:44
Обновлено: 13.07.2019 23:16

Часть 3: Геополитические интересы, западные партнеры и белорусская оппозиция.

Правда и ложь вокруг учений «Запад-2017» или на кого работает белорусская оппозиция

Накануне учений вокруг предполагаемого государства-агрессора Вейшнории, захватившего по сценарию северо-западную часть Беларуси, развернулись нешуточные страсти. Одни называли его территорию регионом активной поддержки белорусской оппозиции, другие – отождествляли с Литвой и Латвией, третьи говорили, что это предпосылка к оккупации Беларуси российскими войсками, а четвертые вообще предлагали получить паспорта этого «агрессора», чтобы досадить нынешнему «деспотичному режиму». Как и следовало ожидать, большая часть всех этих нападок и провокаций осуществлялась со стороны белорусской оппозиции, представителей прибалтийских стран, Польши и частично Украины. Причем иногда создавалось впечатление, что тексты для заявлений представителей этих стран пишутся, словно под копирку – везде повторение одних и тех же фраз, стилистика высказываний, фактов, однобоковость и предвзятость суждений. Все выступления были откровенно русофобские, направлены на эскалацию белорусско-российских противоречий и дискредитацию официальных властей Минска. Поэтому если проанализировать подобное однообразие, то становится очевидным тот факт, что и белорусская оппозиция, и прибалтийские страны получали информацию и тексты из одного источника.

Что же так разозлило западное сообщество, и почему белорусская оппозиция с таким воодушевлением начала бороться против совместных учений? Для того чтобы ответить на этот вопрос надо внимательно посмотреть на регион проведения учений, их замысел и те элементы, которые на них испытывались и апробировались.

Начнем с так называемых западных партнеров. Наверно ни для кого не секрет, что Североатлантический альянс постоянно вынашивал (еще со времен СССР) и продолжает вынашивать планы  по нападению на Беларусь, Россию и Украину. И если сейчас при помощи кровавого государственного переворота Украина была, фактически оккупирована Западом, причем под благовидным предлогом вхождения в семью европейских народов, то с Беларусью возникли проблемы. Дело в том, что в начале 1990-х годов, когда на постсоветском пространстве все пытались как можно дальше дистанцироваться друг от друга, молодая республика, отчетливо понимала всю особенность геополитической ситуации в Европе (Балканский конфликт, резня в Молдове, Румынская революция) и взяла курс на создание Союзного государства с Россией. Во многом это конечно объяснялось экономическими причинами и кооперационными связями предприятий двух государств. Ведь кому захочется разрушать свою промышленность (как например это сделали Прибалтийские государства) в угоду неким дотациям Евросоюза. В дальнейшем экономическое сотрудничество переросло в военное – была создана Единая система ПВО, региональная группировка войск, белорусский военно-промышленный комплекс стал принимать активное участие в выполнении планов российского Гособоронзаказа и т.д. Все это, безусловно, не осталось незамечен натовскими стратегами. Отлично понимая, что в лице молодой республики Россия получила не только надежного экономического, военного партнера, но и своеобразную буферную зону, НАТО стало разрабатывать планы по захвату Беларуси.

Белновости
Фото: © Белновости

С одной стороны, предполагалось чисто военными методами изолировать и разгромить белорусские Вооруженные Силы, а с другой, при помощи политтехнологий вырвать республику из российской зоны влияния. Для начала решено было использовать «мирный» способ оккупации страны. С этой целью началось финансирование так называемой белорусской оппозиции. Только в 2011 году на съезде в Варшаве заинтересованные стороны решили потратить на нее около 185 миллионов евро. В эту сумму вошли не только гранты национал-патриотам, но и финансовая поддержка масс-медийных институтов – «РадиоСвобода», «Белсат», «Радио Рацыя», интернет-ресурсы «Белорусский партизан» и «Хартия,97», которые должны были вещать на территорию Беларуси и тем самым формировать антироссийскую направленность общества. Не забыли западные деятели и о военной стороне дела. После тщательной проработки был представлен план противодействия белорусской армии. Предполагалось использовать, как воздушные силы, которые должны были наносить массированный ракетно-авиационный удар, так и наземные войска, сходящимися ударами из Польши, Литвы и Украины, отрезавшими белорусскую армию от российских сил (на карте отчетливо видно).

Правда и ложь вокруг учений «Запад-2017» или на кого работает белорусская оппозиция

Как бы фантастически не звучали эти предположения, но в последнее время они получают все более яркое подтверждение. Так, например, по сообщению тех же польских СМИ в начале июля нынешнего года командующий сухопутным компонентом сил экстренного реагирования (VJTF) НАТО британский бригадный генерал Майкл Элвисс ознакомился с возможности приграничной территории шириной около 100 км между Литвой и Польшей (Сувалкинский коридор) по пропускной способности тяжелой бронетехники. В свою очередь в начале августа 2017 года представители сил НАТО провели рекогносцировку местности вблизи белорусско-польской границы в районе н.п. Августов (Польша). Особое внимание они уделили изучению инфраструктуры и вопросам вероятного перемещения большого числа военнослужащих и тяжелой боевой техники по местным дорогам. Весьма серьезно натовских военных интересовала реакция местного населения в случае пребывания в Августов контингента войск Североатлантического альянса. Кстати, по имеющимся данным, еще в 2016 году в район Сувалкского коридора был переброшен батальон НАТО численностью около 900 военнослужащих, а вблизи литовско-белорусской и польско-белорусской границах развернуты оперативные штабы НАТО. Помимо того, по сообщению немецкого журнала Spiegel, непосредственно в Литву с начала 2017 года, в рамках укрепления многонационального батальона сил НАТО из Германии, Бельгии, Нидерландов и Норвегии переброшено 1200 военнослужащих и тяжелая военная техника, в том числе танки. В нынешнем году завершилась и модернизация всех польских аэродромов для приема тяжелой транспортной авиации и стратегических бомбардировщиков НАТО с дальностью действия 6-9 тысяч километров.

О том, насколько большое внимание руководство Североатлантического альянса уделяет данному региону, свидетельствует также и тот факт, что накануне совместных белорусско-российских военных маневров была организована масштабная кампания по убеждению общественности в вероятности захвата Россией Сувалкского коридора и стран Балтии под прикрытием учений «Запад-2017». Подобное было рассчитано на создание благоприятного общественного мнения в вопросе развертывания в Восточной Европе (непосредственно в Польше, Литве и Латвии) масштабных сил и средств, подготовленных к сдерживанию, так называемой «российской агрессии». Как результат использования этого информационного вброса – просьба Варшавы, Вильнюса и Риги о размещении дополнительных воинских контингентов Североатлантического альянса на своих территориях.

Помимо размещения своих войск и организации штабной и управленческой структуры будущих воинских формирований в районе Сувалкского коридора НАТО также проводит в данном регионе и различные крупномасштабные учения, порой не только не уступающие, но и превосходящие по численному составу учения «Запад-2017». В ходе маневров отрабатывается наступательный характер действий натовских войск, в том числе и на направлении главного удара Августов – Гродно – Минск. Среди подобных учений можно назвать Saber Strike-2017 (11 000 военнослужащих), Iron Wolf-2017 (6500 военнослужащих, которые имитировали блокаду Калининградской области России) и Dragon-2017 (17 000 военнослужащих).

Правда и ложь вокруг учений «Запад-2017» или на кого работает белорусская оппозиция

К сведению

Согласно принятому в 2011 году Венскому документу ОБСЕ, учения считаются значительными, если в них принимает участие свыше 13 000 военнослужащих. В этом случае, страны-участницы обязаны информировать друг друга о перемещениях своих воинских частей, а в случае учений – приглашать на них наблюдателей из других заинтересованных стран.

Именно поэтому такую истерику у западных политиков и натовских стратегов вызвала «Вейшнория» – территория на северо-западе Беларуси, по замыслу учений «Запад-2017» захваченная террористами. Ведь она как раз и находится на направлении главного удара войск Североатлантического альянса из Польши и Литвы. И именно вопросы противодействия агрессии войск НАТО и отрабатывали в ходе маневров белорусская и российская армии. Впрочем, самым большим раздражением для Запада и его американских союзников стало то, что в ходе учений Россия поделилась с белорусским союзником методами и формами ведения боевых действий, апробированными в ходе кровопролитного сирийского конфликта.

Что касается белорусской оппозиции, еще недавно кричавшей о предстоящей оккупации Беларуси российскими войсками, прибывшими на учения и в тоже время с удовольствием получавшей придуманные паспорта террористического государства-агрессора Вейшнории, то сейчас она поставлена в крайне неловкое положение – оккупации Беларуси не произошло, вагоны с 1-й танковой армией, так и не прибыли в республику, да и российские войска возвращаются в места своей постоянной дислокации. А это значит, что нужна очередная информационная кампания, которая не только завуалирует оппозиционные промахи и откровенное отрабатывание ей 30-ти западных сребреников,  но и поднимет изрядно пошатнувшийся имидж у населения страны. И она уже была обозначена в Киеве в редакции агентства новостей «Главком», где состоялась пресс-конференция с участием координатора гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрия Бондаренко и главного редактора сайта Charter97.org Натальи Радиной. Устами этих деятелей, не так давно встретившихся в Варшаве со своими заказчиками, уже начата реклама «Марша рассерженных белорусов 2.0». В мечтах у белорусских оппозиционеров – вновь попытаться раскачать лодку общественного недовольства и по примеру кровавых украинских событий организовать майдан в Минске.

Антон Игнатов Автор: Антон Игнатов Редактор интернет-ресурса