Минувшая неделя выявила сколько много среди белорусских блогеров театралов. Ну а если серьезно, то общественность болезненно восприняла перенос премьеры оперы Рихарда Штрауса «Саломея» с 9-10 сентября на 18-19 октября в Большом театре Беларуси. Он произошел по требованию православных верующих и тем самым вызвал широкие дискуссии о допустимости вмешательства церкви в светские дела.
Следует отметить, что Рихард Штраус написал эту оперу в 1905 году, использовав сюжет драмы «Саломея», написанной Оскаром Уайльдом в 1892 году. И драма Уайльда, и опера Штрауса своим появлением спровоцировали скандал, но теперь уже являются частью мировой театральной классики.
В основу драмы Уайльд положил библейский миф о Саломее, которая вынудила царя Ирода дать приказ отрубить голову пророка Иоанна. В свое время скандал вызвала трактовка Уайльда, в соответствии с которой Саломея воспылала страстью к Иоанну, хотела поцеловать его в губы, получила отказ и исполнила свое желание, когда голову Иоанна ей принесли на серебряном блюде.
«Саломея» Рихарда Штрауса в Сиднее
В белорусском случае было письмо 125 православных верующих, которые требовали запретить оперу и привлечь режиссера Большого театра Михаила Панджавидзе к ответственности за богохульство. Собственно поэтому отмену назначенной премьеры в обществе восприняли как ее запрет. При этом митрополит Павел не нашел ничего оскорбительного в данной постановке, но представители Белорусской православной церкви в последний момент попросили перенести премьеру, так как она совпадала с праздником Усекновение Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Министерство культуры пошло навстречу этой просьбе.
Оставим театральным критикам обсуждать достоинства этой оперы, а религиоведам – чем трактовка Уайльда-Штрауса-Панджавидзе отличается от библейской версии. В этой истории есть практический аспект – стучите и обрящете.
125 подписантов письма за запрет «Саломеи» в Беларуси показали, что можно вмешаться в процесс принятия важных государственных решений, если выбрать правильный обвинительный тон. В этом случае, если не расстреляют режиссера (времена не те), то в качестве компромисса наплюют на убытки театра и расходы бюджета страны и отложат постановку. Чиновники всегда опасаются, как бы чего не вышло и для таких писем они очень уязвимы.
Попутно возникла дискуссия имеет ли право церковь вмешиваться в светские дела. И хотя в данном случае инициатива была не от митрополита Павла, но все равно запомнилось, что православные требовали запрета оперы. Накануне были и другие попытки представителей тех или иных конфессий повлиять на государство и общество (католики выступают против вмешательства государства в процесс воспитания детей в семье и лоббируют непринятие закона о запрете домашнего насилия, протестантские епископы недавно обратились к президенту с призывом прекратить якобы имеющуюся в Беларуси гей пропаганду).
Всякая линия находится в развитии. Опера, даже если она уже стала мировой классикой, вряд ли находится в сфере интересов всех и каждого жителей страны, поэтому большинству будет не холодно и не жарко если постановку и вовсе запретят, хотя потраченных бюджетных денег будет жалко. Но вот когда околоцерковное пролайф движение добивается запрета абортов, то круг заинтересованных увеличивается.
Однако линию можно продлить и дальше. Те же 125 активных деятелей могут написать письмо в ту же Генеральную прокуратуру и Администрацию президента, что преподавание теории эволюции в школе оскорбляет их религиозные чувства. И что, преподавание биологии отложат на неопределенный срок?
Пожалуй, все же отделение церкви от государства в свое время было хорошим изобретением, не нужно от него отказываться. А что касается «стучите и обрящете», то это была притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего соседа, а вовсе не о написании доносов.
Основатель портала Виталий Кистерный