Как известно, пополнить государственный бюджет можно просто, нужно всего лишь залезть в карман к гражданам. Похоже, именно этот вариант и взяло на вооружение правительство Беларуси, составляя программу государственного бюджета на 2014 год. К сожалению, Беларуси не приходиться полагаться на самые прибыльные для бюджета статьи экспорта: рынок калийных удобрений стагнирует, разгрузка забитых складов не радует, а сколько Россия выделит нефти в 2014 году и вовсе остается загадкой. Поэтому правительству осталось лишь уповать на кошельки населения.
НДС и акцизы
Ставки налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в будущем году предлагают сохранить на ныне действующем уровне, а вот акцизы хотят повысить. На автомобильное топливо — на 14%, на алкоголь — на 27,3%. Кроме того, предусмотрен существенный рост акцизов на табачные изделия. По остальным позициям ставки акцизов вырастут не более чем на 20%, сообщил заместитель начальника главного управления бюджетной политики министерства финансов Беларуси Олег Селиверстов.
А раз повысятся акцизы, значит, стоит ждать роста цен.
«Коммуналка» и проезд
В 2014 году планируется поднять уровень возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги до 50%. С таким предложением выступил министр экономики Николай Снопков.
На каком уровне население возмещает данные затраты сейчас, неизвестно. Чиновники озвучивают разные цифры. Например, в августе 2013 года министр жилищно-коммунального хозяйства Андрей Шорец заявлял, что в настоящее время население возмещает 16,3% затрат. То есть цены на «коммуналку» могут вырасти в следующем году в два-три раза.
Не исключено, что повысятся цены на проезд. В свое время министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак сетовал на низкую стоимость проезда в столице.
«В Минске, например, судя по информации, которая была у меня четыре месяца назад, проезд должен стоить как минимум 6 тысяч рублей. Топливо ведь дорожает, зарплата тоже меняется», — заявил он в конце сентября.
Пополнить бюджет любыми способами
Помимо стандартных налогов и сборов в последнее время руководство Беларуси озвучивает оригинальные идеи пополнения бюджета.
Самая нашумевшая из них прозвучала из уст Александра Лукашенко. Он предлагал ввести выездную пошлину в размере 100 долларов, посетовав на то, что «наши люди сегодня до 3 миллиардов долларов в год вывозят за границу в Евросоюз и ввозят барахло, которое мы тоже выпускаем». Пока, похоже, от этой идеи временно отказались. Того и гляди, народ не поймет.
Налог на тунеядцев
Еще летом этого года с предложением обложить неработающих налогом выступил премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. По его данным, в Беларуси не работает около 445 тысяч человек в трудоспособном возрасте, а это значит, что вклада в развитие экономики они не вносят, но социальными благами при этом все равно пользуются.
«Ситуацию нужно исправлять. Один из способов — введение налога с неработающих», — заявил тогда Мясникович.
И вот уже готов законопроект. По нему безработные раз в год должны раскошелиться примерно на 280 долларов.
«Если налог действительно будет большим, тогда люди будут фиктивно регистрироваться на работу, создавать ИП, чтобы его избежать. Такое будет свойственно, например, тем, кто занимается приграничной торговлей и зарабатывает нелегально. Те же, кто просто не работает по причине пьянства, вообще не будут особенно заботиться о нем. С них и так нечего взять», — считает экономист, эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко.
Некоторые эксперты высказывают мнение, что этот налог в первую очередь может быть направлен на белорусских гастарбайтеров. По разным данным, их от 200—300 тысяч до 1 миллиона человек. По подсчетам экономиста Михаила Залесского, домой они перечисляют и привозят более 2 миллиардов долларов в год. Часть этих денег идет мимо казны.
Налог на автомобилистов
Еще одним необычным способом пополнить бюджет является возможный ввод пошлины на допуск автомобиля к дорожному движению. В зависимости от вида автомобиля (грузовой / легковой), владельца (юрлицо / физлицо) и его массы размер сбора составляет от 1 до 12 базовых величин. При этом Министерство финансов в этом вопросе ссылается на европейский опыт. Мол, там такая пошлина уже действует.
«Если Минфин ссылается на европейский опыт, то пусть подумает и о европейской доступности автомобилей и финансовых возможностях европейцев. При существующем положении вещей ввод такой пошлины кощунственен», — парирует руководитель информационно-просветительского учреждения «За авто», организатор акций протеста «Стоп бензин!» Артем Шарков.
«Если государство пойдет на отмену столь высоких таможенных пошлин на ввоз авто из-за рубежа, то введение подобной пошлины можно было бы рассматривать», — добавляет он.
Если учесть, что на начало года в Беларуси было зарегистрировано около 4 млн транспортных средств, то за счет новой пошлины бюджет можно пополнить примерно на 200 млн долларов в год.
Возможный ввод новых налогов и сборов Антон Болточко расценивает как попытку Минфина всеми возможными способами пополнить бюджет.
«Ведь уже был озвучен отказ от повышения НДС на 2% в следующем году, а поступления в текущей экономической ситуации в бюджет сокращаются. Этот разрыв необходимо компенсировать. Вот и выбирают разные способы его пополнения. Но, в любом случае, чиновники решают проблемы с бюджетом не через работу с сокращением расходов, а поиском абсурдных способов его пополнения», — говорит экономист.
По сути, государство пытается брать ренту со всего, комментирует предложения правительства специалист по политической экономии Дмитрий Исаёнок.
«Государство хочет поставить на пустом месте шлагбаум и брать только за то, что оно может этот шлагбаум поставить. С безработных за то, что они — безработные, с автомобилистов за то, что они — автомобилисты. Так можно брать за факт рождения, смерти, за то, что ты — пешеход. Предела нет. Разве что терпению», — говорит он.